Марина Старкова
Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда к нам хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей дошкольного возраста о хлебе.
Проведение исследования:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях представитель детской городской библиотеки (представление сотрудника).
Публикация «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Откуда к нам хлеб пришел“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
Библиотекарь: (приветствует детей). Сегодня я принесла вам для ознакомления в детский сад одну интересную книгу, которая называется «Откуда к нам хлеб пришел». И меня саму очень интересует этот вопрос – а действительно, откуда же хлеб к нам пришел? А вы хотите узнать об этом? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы узнать откуда хлеб пришел, я предлагаю провести небольшое совместное исследование. После чего нам нужно будет подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?
Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь…
Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые? (Предполагаемые варианты ответов детей)
Воспитатель: Что нужно сделать в самом начале?
Дети: Мы должны подумать.
Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.
• Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – «Подумать самостоятельно», а затем – «Посмотреть в книгах».
Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?
Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.
Воспитатель: Верно!
• Выставляется карточка «Спросить у другого человека».
Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?
Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.
Воспитатель: Такой человек называется агроном.
• Выставляется карточка «Связаться со специалистами».
Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?
Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
• На полотно выставляются карточки - «Посмотреть по телевизору» и «Получить информацию из компьютера».
Воспитатель: А еще есть очень важные методы исследования – это наблюдение и эксперимент.
• Выставляют карточку «Понаблюдать», «Провести эксперимент».
Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?
Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?
Дети: Полученные сведения можно записать.
Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?
Дети: Мы умеем рисовать.
Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.
Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?
Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.
Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье…
Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).
Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги, с которой нас познакомит наша гостья.
Библиотекарь: У меня в руках книга «Откуда к нам хлеб пришел», в которой говорится о том, что когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю сделать зарисовки – о чем мы узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?
Воспитатель: Связаться со специалистом.
Библиотекарь: Свяжемся со специалистом – агрономом колхоза «Золотой колос».
• Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.
Воспитатель: Здравствуйте! К вам обратились воспитанники старшей группы детского сада № 10. Мы проводим исследование по теме «Откуда к нам хлеб пришел». Что бы вы могли об этом рассказать?
Рассказ специалиста: " Хлеб выращивают из зерна. Сеять зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю.
- Отгадайте загадку, кто в этом помогает: «Какой конь землю пашет, а сена не ест?» (Трактор). Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок.
Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Спасибо вам за интересную информацию. Ребята, зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).
Воспитатель: Какой метод исследования мы еще не использовали?
Дети: Наблюдение.
Воспитатель: Верно! Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.
Воспитатель: Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?
Дети: Зерна пшеницы более светлые, овальной формы, а зерна ржи серовато-зеленые, удлиненные и т. д.
Воспитатель: Ребята, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? (Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.) Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно.
• Дети проводят эксперимент – изготовление муки собственными руками в ступке.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Теперь попробуем помолоть зерна на ручной мельнице. Стало легче, но все ровно долго. Поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки в своих блокнотах.)
Воспитатель: Следующий метод исследования?
Дети: Спросить у другого человека.
Воспитатель: Давайте узнаем информацию у нашего гостя (сотрудник библиотеки)
Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?
Библиотекарь: Зерно везут на элеватор (показ соответствующего видеоролика)
Вопросы детей: Что там с зерном делают?
Библиотекарь: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.
Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?
Библиотекарь: Затем его везут на мельницу, делают муку.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Воспитатель: Что это за порошок?
Дети: Мука.
Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.
Вопросы детей: Что делают с мукой?
Библиотекарь: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
Воспитатель: Спасибо за предоставленную информацию! Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?
Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.
Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик «На хлебозаводе», как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.
• Дети смотрят видеоролик, после просмотра делают зарисовки в блокноте.
Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи – зарисовки, сделают доклад, который мы потом разместим в нашем научном журнале.
• 2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей и благодарит всех выступающих. Библиотекарь прощается с ребятами и уходит.