наталья панфилова
Организация инновационной деятельности в работе с детьми младенческого и раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Панфилова Наталья Матвеевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 «Кузнечик». г. о. Подольск.
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Ключевые слова: инновационная деятельность, ранний и младенческий возраст, образовательная практика, педагогическая поддержка.
Публикация «Организация инновационной деятельности в работе с детьми младенческого и раннего возраста» размещена в разделах
Возрастающая потребность общества в предоставлении дошкольного образования детям младенческого и раннего возраста, ставит задачи перед муниципалитетом и в частности непосредственно перед дошкольными организациями разработать новые формы сотрудничества с родителями создать условия для удовлетворения потребности общества на обеспечение детей дошкольным образованием от года до трех лет.
В условиях современной системы образования дошкольные образовательные организации приобретают все большую свободу в выборе содержания, методов и средств развития своих воспитанников.
Если рассматривать дошкольное образование детей - как первую ступень образования в целом, то оно призвано обеспечивать не подготовку детей к школе в учебном плане, а создание условий для активного и всестороннего развития ребенка и вхождение его в социум. После принятия ФГОС ДОО детские сады медленно, но верно стали менять сложившийся стереотип в организации воспитательно-образовательного пространства, с учетом возможности проявления самостоятельной детской деятельности и детской инициативы.
Рассматривая ранний возраст, следует отметить, что он является одним из ключевых в жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития, что во многом определяет будущую самореализацию личности в обществе. У детей за короткий период происходит огромный скачок в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии. Дети получают первый социальный опыт, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми и очень важно, чтобы он был психологически комфортным и благополучным.
Работая в инновационном режиме мы стремимся создать условия для развития детей с учетом детской индивидуальности, инициативы и правом выбора на любой вид деятельности, главная трудность заключается в перестроении сознания педагогов, мы пошли за детьми и это дало свои результаты. Педагоги убрали строгий регламент образовательной деятельности и ввели гибкую систему организации образовательного пространства. Детям предоставлена возможность свободно проявлять активность в разных видах деятельности, а не регламентировано действовать в рамках расписания. Если сегодня воспитатель занимается художественно-творческой деятельность, то это проходит в течении всего дня, а не фронтально, за исключение определенных режимных моментов (прогулка, сон, гигиенические процедуры).
Более подробно хочу остановиться на новой образовательной модели «Детский сад с пеленок», которая создана и действует в рамках долгосрочного проекта с внедрением технологии активного социально-педагогического взаимодействия в работе с детьми, педагогами и родителями. Это новый формат работы с детьми от года и их родителями с установкой на то, как помочь маленькому ребенку войти в социум, сохранив свою индивидуальность, как организовать не строго регламентированную, а гибкую образовательную среду, отвечающую запросу семьи и соответствующую образовательному стандарту.
Следует отметить, что наша образовательная практика позволяет:
удовлетворить потребность родителей в дошкольного образования детям от года до трех лет
способствует формированию у родителей навыков взаимодействия с ребенком в процессе детских видов деятельности, направленных на сохранение и поддержание здоровья ребенка и его всестороннее развитие.
предоставляет возможность семьям с детьми младенческого и раннего возраста разнообразные формы сотрудничества, обеспечивает познавательное, эмоциональное и физическое благополучие и развитие.
Большую роль играет взрослый, который будет не просто передавать свои знания и обучать ребенка, а развивать его потенциал, приобщая к активной деятельности, стимулируя и поддерживая его инициативу. Это педагог новой формации с новым революционным подходом к организации образовательного пространства, с пониманием важности самореализации ребенка, предоставляя ему свободу выбора при этом воспитывая ответственность и умения действовать в рамках социальных норм и правил (самообслуживание, толерантность, уважения к другим участникам маленького сообщества, доброжелательность, умение руководить своим поведением).
Одним из важных условий является создание развивающей среды с учетом возрастных особенностей, современных требований, сохранением активной, самостоятельной и познавательной деятельности детей. В нашем детском саду детям предоставлено разнообразное игровое оборудование и развивающие игры и игрушки: «Логика для малышей «Умница»», игровое пособие VAY TOY, тактильные дорожки и акустическая тактильная панель, большой дидактический куб «Замок, интерактивная трансформируемая панель-стенд UTS flу, бизиборды. И многое другое интересное оборудование заслуживающее внимание и сделанное своими руками, например: сортеры из сантехнических труб для шариков различного диаметра, цепочки из металла и пластмассы различного размера и длинны, цветные металлические крышки разного размера и разнообразные емкости (металлические баночки, корзинки, контейнеры, наборы деревянных грибочков,
В рамках реализации проекта «Детский сад с пеленок» создана оптимальная среда для адаптации и развития детей от года, с предоставлением ребенку возможности ранней социализации, а родителям возможность получить теоретическую и практическую помощь всех специалистов ДОУ (психолого-педагогическое сопровождение). Организован практический и теоритический курс по взаимодействию с детьми младенческого и раннего возраста с учетом особенностей развития детей на данном возрастном этапе. Проект предусматривает многообразие видов детской деятельности (активности) с учетом возрастных норм, актуальных образовательных задач и инициативы ребенка.
В системе работы определена структура действий всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя. Разработано перспективное тематическое планирование, с уточнением задач для каждого участника образовательного процесса. В формате педагогической гостиной родители получают информацию от специалистов ДОУ об особенностях развития детей от года до трех лет с акцентом на вхождение ребенка в социум с сохранением индивидуальности и учетом формирования определенных социальных норм. Педагоги советуют, на что следуют обратить внимания, что бы ребенок полноценно развивался и впоследствии избежал трудностей при адаптации к детскому саду.
Так же предусмотрено индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение родителей специалистами ДОУ по заявленным проблемам.
Организацией детей в первой части занятия занимается воспитатель, по возможности педагог старается что бы малыши самостоятельно учились взаимодействовать со сверстниками, знакомиться с новыми игрушками, проявляя личную инициативу и приобретая собственный опыт. Затем проводится совместная практическая деятельность.
Занятия проходят интересно в благоприятной, эмоциональной комфортной обстановке.
Развивающая среда полифункциональна, оснащена современным игровым оборудованием, она меняется в зависимости от темы встреч и вида деятельности (спортивное, музыкальное, речевое, художественно – творческое, развивающее). Большую роль играет помощник воспитателя, который является полноценным участником воспитательно-образовательного процесса. В нашем ДОУ помощники воспитателей прошли переподготовку на младшего воспитателя, их функционал предусматривает организованную деятельность с детьми.
Воспитывая и развивая детей, мы воспитываем и образовываем родителей. Имея обширное информационное пространство, не все родители способны оценить важность дошкольного детства и тем более раннего периода. Мы должны не навязчиво выстроить взаимодействия так, чтобы родители стали не только нашими союзника, а еще и полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса с определенными сформированными компетенциями. Мы привлекаем родителей в сотрудничеству не только в качестве посещения собраний и досугов, а как полноценных участников педагогического процесса, родитель становится субъектом педагогической деятельности. Используя технологию активного социально-педагогического взаимодействия, родители получили возможность проявить свои педагогические умения, они вместе с воспитателем проводят зарядку, читают детям книжки, организуют театрализованные игры, занимаются творчеством. Наблюдение за развитием своего малыша и участие или присутствие на занятиях влияет на развитие мотивационной сферы родителей. Они более заинтересованно относятся к жизни детского сада, хотят знать, как воспитываются, как развиваются их дети.
Получая отзывы от родителей мы понимаем, что выбрали правильное направление. Наше участие, и поддержка актуальна, родители получают своевременную помощь, а малыши довольные и счастливые исследуют окружающий мир и формируют позитивный опыт общения.