Ангелина Аладьина
Организация инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной организации обучения и воспитания детей с РАС с учетом их возможностей и образовательных потребностей. Создание условий для получения образования всеми категориями детей с ОВЗ – основная задача в области образования. Важные принципы педагогической работы – учет специфики нарушений детей, дозирование и последовательность предъявления нового материала.
Публикация «Организация инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Любая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревога, полевое – спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе этапа установления контакта специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта эффективно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы—волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки) [2].
Следующий шаг – общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, удержание внимания, выработка у ребенка усидчивости, привыкания к ситуации обучения. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном наиболее доступном для ребенка навыке (действии, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно привносятся небольшие новые элементы.
Следующий этап работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы. Здесь решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей. Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики [1]. Важно соблюдать принцип последовательности, дозирования нового материала.
Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного неизменного хода каждого занятия. Вопрос выбора образовательной траектории для дошкольника с РАС решается всегда индивидуально исходя из варианта и выраженности имеющегося нарушения, особенностей поведения и адаптации, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений, осложняющих ход развития, потребностей его семьи, возможностей образовательной системы региона. Считается целесообразным по возможности использовать различные помещения для разных типов занятий. Это помогает преодолевать страхи и сложности в освоении пространства, а также облегчает переключение детей, так как в каждом помещении создается свой стереотип поведения.
Важно учитывать, что к осуществлению коррекционно-образовательного процесса необходимо привлекать семью, включая всех ее членов, так как успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагоги – ребенок с РАС – родитель» зависит от продуктивного взаимодействия всех участников этого процесса. Чтобы наладить продуктивный контакт с родителями воспитанника с РАС, нужно обсудить и принять условия организации единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка через решение следующих задач:
1) Создание благоприятного климата взаимодействия с ребенком и родителями.
2) Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3) Вовлечение семьи в жизнедеятельность группы, ДОУ.
В основе реализации данных направлений по взаимодействию с семьей воспитанника разрабатывается модель взаимодействия с родителями:
I этап – ознакомительный. Сбор информации (анкетирование, собеседование, наблюдение, изучение документации, составление индивидуального маршрута для реб нка с РАС).
II этап – общепрофилактический (консультации, изучение опыта работы разных учреждений и организаций, обмен опытом с родителями по взаимодействию с ребенком в разных социальных ситуациях).
III этап – индивидуальная работа (включение родителей в реализацию индивидуальной образовательной программы для ребенка с РАС, знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, получение консультативной индивидуальной помощи)
IV этап – интегративный (совместные мероприятия с родителями, изучение опыта работы общественных организаций, изучение литературы по проблемам РАС, участие в конкурсах, описание совместного опыта работы).
V этап – рефлексивный (обратная связь). Выявление изменений, анкетирование, представление опыта работы на различных площадках (участие в конференциях, фестивалях успешных образовательных практик и пр.)
VI этап – совместное обсуждение на будущее.
В качестве традиционных вариантов построения образовательного маршрута для дошкольника с РАС рассматриваются коррекционные (специализированные) группы ДОУ, группы «особый ребенок», лекотеки. Однако все чаще при определении учреждения дошкольного образования для детей, имеющих РАС, выбор делается в сторону организаций, реализующих инклюзивную практику, так как именно нахождение ребенка в среде нормативно развивающихся сверстников в большинстве случаев ускоряет процесс компенсации имеющихся у него нарушений. Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит указание на то, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися [4].
Для решения комплекса коррекционно-развивающих задач в отношении воспитанников с РАС организовывается работа специалистов : педагога-психолога и учителя-дефектолога, учителя-логопеда, каждый из которых на индивидуальных и подгрупповых занятиях реализовывает собственное направление коррекционной работы. При планировании занятий для детей с РАС разрабатывается гибкий график, учитывающий как необходимость решения коррекционных задач, так и возможные изменения в настроении детей, в режиме их пребывания в группе. В силу имеющихся у детей с РАС особенностей восприятия, интеллекта, возможных пробелов в предшествующем образовании, часть занятий для них проводится специалистами, воспитателями и тьютором по индивидуальному плану с использованием специального оборудования и методик в режиме межпредметных занятий. Тьютор обеспечивает поддержку детей на групповых занятиях, в играх, при необходимости присутствует на занятиях специалистов, нормализуя поведение детей, участвует в обследовании, разработке адаптированной программы, в работе с родителями. Сопровождение предполагает выработку особого стиля взаимодействия с четко очерченными границами коммуникаций и поведения.
Как известно, расстройство аутистического спектра проявляются в виде нарушений аффективно-коммуникативной сферы, что негативно сказывается на поведении детей, затрудняя их адаптацию, сужая возможности для налаживания контактов. Зачастую детям необходима возможность для уединения, релаксации [3]. Специфический график планирования работы иногда требует разделения детей на группы с целью оптимального достижения образовательных и коррекционных задач. Для обеспечения подобной возможности в садах организуют ресурсную комнату – отдельное помещение, приспособленное для специальных занятий с детьми с РАС. Перед каждым новым этапом (предварительным этапом, первичным приемом (первой встречей с ребенком, адаптационным этапом, диагностикой в рамках индивидуальных (игровых) сеансов, занятий в мини-группе, занятий в расширенной группе) необходимо проводить мониторинг динамики развития ребенка. Диагностическое обследование проводится каждый период и предполагает проведение качественного анализа динамических изменений в развитии ребенка и служит основой в построении коррекционно-образовательного процесса как индивидуальных и мини - групповых занятий, так и занятий в инклюзивной группе.
Благодаря такой системе совместной работы улучшается качество образовательного процесса. Реализация технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ обуславливает поиск подходов к созданию оптимальной среды в широком смысле этого слова (материальной, эмоциональной и т. д., в которой ребенку комфортно развиваться. При обучении и сопровождении детей специалисты готовы к выбору именно тех приемов, которые учитывают детей, степень нарушений, особенности воспитанников с РАС, их потенциал, добиваясь социализации и личностного развития детей. Организованная командная работа служит мощным фактором развития и повышения эффективности инклюзивного процесса, так как для ребенка с РАС, имеющим дополнительно тяжелые нарушения речи, важно было не только освоение социально-коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но и освоение основных речевых навыков (коррекция тяжелых нарушений речи, навыков самообслуживания, навыка произвольной регуляции.