Светлана Улякина
Организация игры «Чудеса на болоте» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра всегда увлекает ребенка. Играя, дети больше запоминают, узнают много нового, больше понимают. Через игру решаются многие образователь-ные задачи, формируются умственные, эмоциональные качества личности. Познавательные игры развивают смекалку, находчивость, пробуждают интерес к различным областям науки.
Игра проводится с подгруппой детей старшего возраста. Количество участников 8-10 человек.
Цель. Расширить знания детей о животном и растительном мире болота.
Публикация «Организация игры „Чудеса на болоте“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Задачи. Помочь взглянуть на болото как на удивительный мир растений, насекомых, животных. Учить внимательно слушать друг друга, находить нужный объект на макете. Развивать любознательность, создавать эмоциональный настрой.
Для организации используется социально-игровой метод и компьютерные технологии.
Оборудование.
1. Имитация болота (кувшинки, камыши, цапля, насекомые, лягушка, уж);
2. Вращающийся барабан, игровое поле которого разделено на секторы с изображениями обитателей болота;
3. Аудиозапись «Голоса на болоте»;
4. Экран для показа слайдов;
5. Магнитная доска;
6. Призы для детей.
Примечание. Барабан для игры придуман и изготовлен воспитателем. Предметы, имитирующие болотные растения, выполнены в совместной деятельности с детьми и родителями.
Проведение.
Дети садятся полукругом на стульчики. Перед ними по центру расположено игровое поле, это вращающийся барабан. Слева имитация болота. На стене установлен экран для показа слайдов и магнитная доска. Вначале игры вступительное слово воспитателя.
Воспитатель. Ребята, вы все конечно знаете героя мультфильма «Летучий корабль» Водяного. Вспомните, где он жил? Почему ему было грустно? Сегодня мы с вами должны помочь ему внимательнее посмотреть вокруг себя и найти себе новых знакомых. Он должен увидеть, что болото может быть красивым.
Включается запись «Голоса на болоте». Каждый ребенок поочередно приглашается к барабану и вращает его. Когда барабан останавливается, участник игры называет объект, на который указывает стрелка. Это какое-то болотное растение или животное. Ребенок может рассказать о нем то, что он знает. Дети дополняют друг друга. Рассказ сопровождается показом иллюстраций в формате не менее А4 или слайдом. Следующий этап игры заключается в том, что участник подходит к «болоту», находит и показывает всем объект, о котором говорили. Потом выходит следующий участник и т. д.
В середине игры проводится физминутка:
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
В конце игры показывается слайд с красивым пейзажем болота.
Воспитатель. Дети, вы помогли Водяному увидеть вокруг себя много интересного и красивого. Я думаю, ему теперь будет гораздо веселее жить на болоте.
Воспитатель благодарит всех детей за участие и дарит им прыгающих лягушек, сделанных из бумаги.
Очень уместно провести с детьми в этот день подвижную игру «Водяной».
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
«Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни хоть чуточку,
На одну минуточку».
Водяной встает и, не открывая глаз, походит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. Водящий может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Иллюстрации на игровом поле можно менять, таким образом можно проводить игры по теме «Луг», «Лес» и другие по ознакомлению с окружающим миром.
Подготовительная работа:
- беседа о водоёмах;
- НОД «Растительный мир водоёмов»;
-чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к сказкам: «Лягушка – путешественница» В. Гаршин, «Лягушата в красных шляпах» Е. Бехлерова, «Аисты и лягушки» С. Михалков, «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсен и т. д.
- отгадывание загадок об обитателях болота;
- продуктивная деятельность, конструирование из бумаги «Водяная лилия»;
-совместная с детьми и родителями продуктивная деятельность «Конструирование из бросового материала рогоза и водяных лилий»;
- настольные игры: пазлы, лото «Обитатели болота».
Игра позволяет:
1. Расширить знания детей о животном и растительном мире болота;
2. Помочь взглянуть на болото как на удивительный мир растений и животных;
3. Внимательно слушать друг друга, находить нужный объект на макете;
4. Развивать любознательность, наблюдательность;
5. Развивать слуховое восприятие и фразовую речь;
6. Развивать воображение при узнавании животного или растения;
7. Учить детей помогать друг другу и сопереживать.
Результат.
Дети узнали о природном сообществе – болото, разнообразии растений и животных, о взаимосвязях между ними, о значении водоёмов для природы и и жизни человека; получили положительный заряд эмоций.
Материал для воспитателя.
Лось.
Лоси живут в лесах, но очень любят посещать болота. Летом, спасаясь от мошек и комаров, лоси часами стоят по шею в воде. Кормятся они растительностью, которая находится вокруг болота. Лось разыскивает в воде листья и корешки водных растений. Иногда он даже ныряет за кормом на глубину. Это животное называют хозяином болотного края.
Поглядит вокруг
И снова нагибается к траве.
Длинноногая корова,
Целый куст на голове.
Лягушка.
Днем лягушки греются на солнышке, расположившись на берегу. Когда мимо пролетает какое-нибудь насекомое, они моментально выбрасывают свой липкий язык и ловят добычу. В случае опасности лягушки бросаются в воду. Вечером они собираются большими компаниями и квакают хором. Лягушки питаются насекомыми, пауками и улитками.
Лягушки проснулись
В зелёной постели,
На солнце взглянули-
И хором запели.
Уж.
Это безобидные и полезные змеи. Ужи относятся к водным животным, так как они великолепно плавают и очень часто кормятся у воды или в воде. Ужей можно часто встретить по берегам болот. В случае опасности они спасаются на дне водоема. Любимая пища ужей - это лягушки. Иногда эти змеи забираются на спины водоплавающих птиц, и оттуда высматривают рыбу.
Будь осторожен на болоте
И на змею не наступи.
Ее заметить здесь не просто
Иди тихонько, не спеши.
Цапля.
Цапли великолепно приспособлены к жизни среди болот и водоемов. Они умеют проворно лазать в тростнике и отлично плавают. Питаются они в основном рыбой, едят лягушек, гнезда цапли строят в камышах или на больших деревьях. Эти птицы могут простоять на одной ноге целый день.
Камышинками шурша
Бродят цапли не спеша.
Чтоб в болоте не тонули,
Встали цапли на ходули.
Длинным клювом серых жаб
И лягушек ловко цап!
Г. Дядина
Водомерка.
Тело и лапки этих насекомых покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерки не тонут. Они быстро бегают за другими насекомыми по поверхности воды. Водомерка – хищница.
Я небольшой жучок,-
Я по воде хожу,
Не летаю, не жужжу,
А скольжу и торможу.
Стрекоза.
Стрекозы очень прожорливы, они охотятся в полете. Питаются эти насекомые комарами, мошками, и другими мелкими насекомыми. Ее личинки живут в воде, на листьях водных растений. Стрекоза – хищница.
У нее четыре крыла,
Тело тонко,словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее стрекоза.
Комар.
Комаров на болоте очень много. Это кровососущие насекомые серого цвета, могут укусить любого обитателя болота, даже стрекозу и лягушку. В полёте комары издают писк с помощью крыльев. Комарами питаются хищники болота.
Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю.
Белая водяная лилия.
Это большой белоснежный цветок водяной лилии. Растёт на болотах, прудах. Цветок плавает на поверхности воды на зелёном листке, чувствует изменения в природе. Вечером цветы кувшинки закрываются и погружаются в воду, а утром они появляются над водой и вновь раскрываются.
Кувшинки и кубышки.
На лоне вод растут –
Растенья-шалунишки –
Украшен ими пруд.
Весь день белеет чашка
Чудесного цветка.
А к ночи смежит глазки:
«Всем до утра – пока!»
С утра цветок, как прежде,
Плывёт; путь недалёк –
Листочек-плотик держит
Длиннющий стебелёк!
О. Киселёва
Кувшинка желтая (Кубышка).
Поверхность прудов и болот бывает сплошь покрыта листьями этого растения. Листья кубышки находятся как на поверхности воды, так и в воде. Цветы крупные, с желтыми лепестками, длинный стебель находится под водой, он прикреплен ко дну. Если сорвать цветок, он сразу погибнет. Такое название растение получило за свой плод, похожий на кубышку.
Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается.
Рогоз.
Это растение обычно называют – камыш, но правильное его название рогоз широколистный. Высокое растение с толстым стеблем. Рогоз не любит жаркую погоду, но предпочитает солнечный свет. Цветок рогоза мягко-бархатный, сохраняет красоту до весны, после чего разлетается на мягкие семена.
Он у берега растёт,
С бархатной верхушкой
И поклоны раздаёт
Цаплям и лягушкам.