Екатерина Ваганова
Конспект деловой игры для педагогов «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Сегодняшний педсовет направлен на решение одной из задач годового плана: совершенствование познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Совершенствование работы педагогического коллектива, направленной на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса и творческой активности.
2 слайд
Публикация «Конспект деловой игры для педагогов „Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В ФГОС ДО выделена область познавательное развитие, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи познавательного развития:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
Приобщение к социокультурным ценностям.
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с миром природы.
Одним из средств познавательно-исследовательской деятельности является метод экспериментирования, который способствует формированию у детей познавательной активности, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
3 слайд
Познавательная активность дошкольников - это и стремление к получению знаний. А чтобы ребенок стремился к знаниям, нужно знакомить его с окружающим миром (формировать представления об окружающем мире); развивать целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность; развивать интерес к деятельности.
4 слайд
На слайде представлены методы развития познавательной активности, о которых нам подробнее расскажут выступающие. Мы уже говорили, что экспериментирование является одним из методов развития познавательной активности. Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе заключается во включении детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия познавательного характера. Юлия Вячеславовна расскажет о формировании познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами.
5 слайд
Для организации экспериментальной деятельности должны соблюдаться следующие условия:
Педагог должен знать структуру экспериментирования.
1. Мотивация детей - У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна - у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
2. Постановка познавательной задачи - формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда. Почему избушка растаяла?
3. Выдвижение детьми предположений – дети из своего опыта (наблюдений, бесед) предлагают варианты.
4. Проверка гипотез. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
5. Фиксация результатов. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
6. Рефлексия
6 слайд
Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать экспериментальной деятельности. Об условиях для детского экспериментирования расскажет Елена Александровна.
7 слайд
Все опыты и эксперименты должны делиться соответственно темам. Примеры увидите на слайде.
8 слайд
Для развития интереса к деятельности мы используем различные средства и способы организации детей. Об этом нам расскажет Елена Викторовна.
9 слайд
Интегрированный метод обучения, предполагающий полную интеграцию (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием, частичную интеграцию (интеграция художественной литературы и изодеятельности, Интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Далее хотелось бы представит занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.
Соответствует ли занятие возрастным особенностям
Какие средства и способы использовались
Какие виды деятельности были использованы
Какие образовательные технологии увидели?
Поиграем
Содержание заданий для педагогов
«Объяснялки» от детей (звукозапись)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
«Внимание, вопрос!»
1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?
(Слайд 3-6) Правильный ответ: Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
а. По характеру объектов, используемых в эксперименте :
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом которых является человек
б. По месту проведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле
в. По количеству детей:
Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
Групповые (5 – 10 детей)
Коллективные (вся группа)
г. По причине их проведения:
Случайные
Запланированные
Поставленные в ответ на вопрос ребенка
д. По характеру включения в педагогический процесс :
Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
Систематические
е. По продолжительности:
Кратковременные (от 5 до 15 минут)
Длительные (свыше 15 минут)
ж. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные, или циклические
З. По месту в цикле:
Первичные
Повторные
Заключительные и итоговые
и. По характеру мыслительных операций:
Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
2. Что первично: причина или следствие?
Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
(Слайд 7) Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
(Слайд 8) Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
5. Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.
(Слайд 9) Ответ: 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
«Музыкальное задание» -8 мелодий песен об объектах экспериментирования.
«Чёрный ящик»
1 опыт.
«Раскрасим салфетку без рук»
Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.
Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см ширеной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.
Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.
2 опыт.
«Танцующие хлопья»
Оборудование: Бумажное полотенце, 1 чайная ложка рисовых хрустящих хлопьев, воздушный шарик, шерстяная ткань.
Ход действий: расстелите на столе бумажное полотенце, высыпьте на него хлопья. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о шерстяную ткань. Поднесите шарик к хлопьям и наблюдайте.
Выводы: Хлопья сталь «танцевать». Это происходит по причине разделения статических электрических разрядов между двумя различными предметами. Если подождать, хлопья опять упадут на полотенце.