Марина Федотова
Опыт работы «Организация игровой деятельности в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Новозыбкова»
Доклад методического объединения
на тему: «Организация игровой деятельности в адаптационный период»
Подготовил
воспитатель: Федотова М. М
2023г
Тема: «Организация игровой деятельности в адаптационный период»
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Родителям важно, чтобы малыш быстро привык к детскому саду.
Воспитатели же заинтересованы в том, чтобы разрешение противоречий между возможностями ребенка и новой для него среды послужили источником дальнейшего развития детей.
Работая в группе раннего развития я пришла к выводу, что, если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого, который рядом, процесс адаптации протекает успешнее. Известно, что в раннем возрасте малыш больше реагирует на невербальные сигналы. Как же транслировать свое позитивное внимание, дать почувствовать, что он любим и защищен в незнакомой для него ситуации? Конечно же в этом помогут ласковый взгляд в глаза ребенку, прикосновения к нему. Одновременно и успокоить, и заинтересовать малыша, отвлечь его от мыслей о маме, о доме, пусть даже на неопределенное время, поможет игра.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям.
Основная задача педагога- заслужить доверие ребёнка. Детям нравится, когда воспитатели: добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории.
Одним из важных условий успешной адаптации является планирование работы в этот период.
Как показывает опыт, работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Её не обходимо планировать.
Презентация
Планирование ведётся по четырём направлениям:
1. Игровое взаимодействие с взрослым.
2. Играем и строим самостоятельно.
3. Формируем эмоциональную отзывчивость.
4. Развиваем двигательную активность.
слайды
Планируя игровое взаимодействие с детьми, мы подбирали разнообразные виды игр:
-сюжетные игры снимают эмоциональное напряжение, развивают внимание, речь, воображение: «Гараж», «Больница», «Магазин игрушек», «Салон красоты», «Семья»
- Игрушки би-ба-бо.
- Шумовые игрушки
-Мыльные пузыри.
Дети испытывают только положительные эмоции.
-Игры с водой способствуют эмоциональному расслаблению: «Ну-ка вылови»
«Надо, надо помогать» «Поймай рыбку».
-Игры с песком выполняемые ребенком успокаивают его нервную систему
«Отгадай, что спрятано в песке», «Песочные узоры», «Рисуем палочкой».
-Пальчиковые игры: «Семья», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая», «Музыкальные»
и другие
-Игры с дидактическими игрушками: «Подбери заплатку», «Шнуровка», «Собери картинку», «Кто, где живет?»
- Игры- забавы позволяют развивать у ребенка чувство юмора, снимают стресс: «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит», «Курочка и цыплята» и другие
Предлагаю Вашему вниманию обратить на разделы игр создаваемые с участием родителей и воспитателей для успешной адаптации детей (по направлениям)
Стол
В разделе «Играем и строим»
осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей:
-Строительные игры развивают творческие и умственные способности ребенка.
В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» входит:
-чтение стихотворений, рассказывание сказок;
-пение песенок, слушание музыки;
-рассматривание игрушек, книжек, картинок;
- наблюдение за объектом природы
-рисование пальчиками, карандашами, красками, фломастерами, с помощью трафаретов.
Раздел «Сенсорной моторики» входит:
«Подбери по цвету», «Пирамиды разной величины», «Веселые прицепки» Книги на развитие внимания и мелкой моторики рук, Бизиборд и другое
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов
В раздел «Развитие двигательной активности» подбирались:
-игровые упражнения,
-подвижные игры,
-музыкальные игры,
-пальчиковые упражнения.
В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку смелость уверенность в себе в собственных силах.
Требования к игрушкам имеют важное значение в работе, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам является невозможность:
• провоцировать ребенка на агрессивное действие;
• вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
• дидактическими свойствами;
• возможностью применения группой детей;
• художественно-эстетическим уровнем.
• многофункциональностью
Ценность игровой деятельности в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать “проблемы” в игре. Для достижения наибольшего педагогического эффекта, тесно взаимодействуем с родителями.
Вывод
Таким образом, можно отметить, что использование игр, несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, помогают успешно преодолеть адаптационный период в детском саду.
Спасибо за внимание. Слово передаю Рудниковой Инне Петровне