Назакет Агаева
Организация игровой деятельности с детьми с нарушением интеллекта в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждениях рабочая программа предназначена для детей с нормальным интеллектом. Но дети с проблемами в психофизическом развитии требуют особого подхода. Тем не менее, воспитатели, учитывая их потенциал, занимаются совместно детьми с нарушением интеллекта и нормальным интеллектом. Для этого каковы условия средства, методы, организации игровой деятельности детей с нарушением интеллекта?
Совместная работа с детьми нарушением интеллекта осуществляется посредством игр, так как игровая деятельность у них значительно отстаёт от нормы.
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Игра имеет большое значение для детей с нарушением интеллекта, она помогает ребёнку адаптироваться в обществе. Это объясняется тем, что игра является тем видом деятельности, внутри которого может происходить практическое освоение реального социального пространства: ребёнок проигрывает в символических действиях и замещениях отношения людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых по своей воле вводит в игровые сюжеты.
Проблема игровой деятельности детей с нарушением интеллекта была изучена Л. Б. Баряевой и А. Зариным, М. Соколовой, О. П. Гаврилушкиной, И. Д. Емельяновой и др. Их исследования оказывают существенную помощь специалистам ДОУ в процессе отслеживания динамики развития детей. Но, к сожалению, игровую деятельность детей с нарушением интеллекта в обычных детских садах пока не изучено.
Раздел «Игра» является центральным в программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальным нарушением (Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. ,Зарин А. П. [1], что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, в том числе и ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Представители отечественной психологии рассматривают игру как деятельность, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется произвольная регуляция поведения. Одним из основных направлений коррекционной работы с дошкольниками нарушением интеллекта является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.
Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в своих силах детям с нарушением интеллекта. «Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает в развитии трудности, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной (ребёнок находится в интернате, изолирован дома или обучается в специальной группе).
Л. Б. Баряева, А. П. Зарин [1], обучение рассматривают как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности. Благодаря обучению ребенка с нарушением интеллекта становятся доступны различные виды детской деятельности.
Модель игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта, представляет собой систему компоновки игр различного вида и направленности. Модель демонстрирует педагогическим работникам детского сада разнообразие игры как основного вида детской деятельности и возможности использования игр в образовательном процессе с воспитанниками целью более успешной социализации игр дошкольников в течение всего дошкольного детства.
Конечно, каждый вид игры решает свои конкретные задачи, касающиеся развития игрового опыта. Но вместе с тем каждая из игр развивает речь и мыслительные способности детей, учит отражать, обогащать и воспринимать жизненный опыт социума, осваивать различные социальные роли – как реалистические, так и вымышленные, фантастические, способствующие развитию образного мышления дошкольника, способствует формированию коммуникативных способностей и овладению основными культурными способами деятельности. Словом, игра – это действенное средство успешной социализации ребёнка-дошкольника.
Имея под рукой данную модель, воспитатель имеет дополнительную возможность более глубоко продумать содержание совместной деятельности с детьми, прогулки либо непосредственно образовательной деятельности, основанной на игровом взаимодействии; учесть возрастные и интеллектуальные особенности воспитанников при подборе игр, а также, оптимально организовать взаимодействие с семьями воспитанников.
Рассмотрим, из чего состоит разработанная и реализуемая нами модель сюжетно- ролевой игры дошкольников с нарушением интеллекта :
Цель игры:
1)обучить детей поведению в данной игре.
2)развитие игровой способности у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи:
1)обучить детей элементарным игровым навыкам;
2)познакомить детей с ролью;
3)учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность;
4)развивать умение играть дружно.
5)развивать речи дошкольников с нарушением интеллекта;
-Организационный момент;
-Средства, условие организации игры;
- Предметы, используемые во время игры.
Примером совместной игровой деятельности можно провести игры : «Семья», «Кукла Катя заболела», «Доктор», «Аптека» и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство Союз, 2003. — 320 с.
2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. Н. Герцена; Изд-во Союз, 2002. - 479 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
4. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: книга для воспитателя М: Просвещение, 1991. — 72 с.
5. Эльконин Д. Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей //Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. С. 73–97