Юлия Алексеева
Организация игрового пространства детей с ООП посредством использования игрового пространства «Дом Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с особыми образовательными потребностями отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны отставание в развитии двигательной сферы, эмоциональная возбудимость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. В настоящее время в дефектологической практике широко используются методы мозжечковой стимуляции и сенсомоторной интеграции, которые призваны выстроить фундамент развития ребёнка, на основе которого в дальнейшем будут формироваться академические умения и навыки.
Публикация «Организация игрового пространства детей с ООП посредством использования игрового пространства „Дом Совы“» размещена в разделах
Подчеркнём тот факт, что детский мозг способен обучаться в движении, так как вестибулярная система играет значимую роль в любой деятельности, помогает координировать не только крупную, но и мелкую моторику, а так же налаживает связи между всеми основными органами и частями головного мозга.
Практическое использование метода мозжечковой стимуляции и сенсорной интеграции в нашем детском саду происходит в игровом пространстве «Дом Совы».
Итак, «Дом Совы» – это уникальное пространство, где ребенок с ООП познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Двигательная чувствительность активирует стимуляцию кожных рецепторов, от которых в мозг поступают импульсы о новых впечатлениях. Кожная чувствительность способствует появлению различных эмоций. Все это благотворно влияет на формирование образа своего тела, осознания себя в этом мире.
Занимаясь в Доме Совы ребенок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но так же и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Пространство Дома Совы создает разнообразные задачи для мозга, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности.
В зависимости от целей, в Доме Совы под руководством педагога ребёнок выполняет специально разработанную для него программу. Нагружает зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат: кувыркается, кружится, раскачивается.
Тем не менее, уникальность его в том, что даже для детей с особыми нарушениями можно при грамотном использовании подобрать необходимые для него упражнения.
Например, гиперактивные дети не владеют своим телом, хотя и способны производить множество произвольных телодвижений. Упражнения с использованием оборудования Дома Совы, направленные на формирование контроля над телом, необходимы и приносят им удовольствие. Создание условий по ограничению пространства, способствуют тому, что свои движения приходится контролировать. В игровой форме подобный контроль над собственными движениями способствует ощущению собственного тела, а также получению положительных эмоций.
В то же время, оборудование, направленное на стимуляцию вестибулярного аппарата может по-разному влиять на состояние ребенка. Дети, которые находят успокаивающие плавные движения, будут расслабляться, и отдыхать во время использования. Однако, дети, которые имеют вестибулярную дисфункцию, будут чувствовать себя неловко, находясь в подобном оборудовании, и могут вначале протестовать против подобных игр. Тем не менее, в игровой форме и постепенным знакомством ребенка с разными состояниями собственного тела можно восстановить ощущение состояния равновесия, и научиться адаптироваться к вестибулярным раздражителям.
Поговорим подробнее о специальных снарядах сенсорно-динамической комнаты «Дом Совы» :
1)БРЕВНО СОВЫ- представляет собой сенсорно-интегративный тренажер, который выполняет множество функций от качели до боксерской груши, так же относится к методу мозжечковой стимуляции и сенсорной интеграции детей.
2)ПЛАТФОРМА СОВЫ- Занятия на платформе совы, подходят детям, которые боятся потерять прочную опору под своими ногами и детей слишком осторожных, что мешает им в их развитии.
3)БОЧКА СОВЫ- Тоннель. Излюбленный тренажер дома совы, который может использоваться как в подвешенном состоянии так и в лежачем, дети могут на нем качаться или крутиться как в центрифуге.
4) Данный тренажер является очень полезным для детей т. к. позволяет детям учиться самостоятельному перемещению по очень неустойчивым поверхностям, развивая у ребенка вестибулярный аппарат, зрительную и моторную систему.
5) СОВОЛЕТ- предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом мыслимом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Но это еще не все. Соволет замечателен тем, что весь вес ребенка преобразуется в нем в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Это давление дает богатую «пищу» проприоцептивной системе ребенка, способствует формированию так называемой «схемы тела».
6) Яйцо Совы — очень мощный инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребенку научиться владеть своим телом, снять напряжение и стресс. Стимуляция вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы, получаемая в Яйце, дает нервной системе необходимую «пищу» для строительства базовых представлений о мире и себе в нем.