Светлана Александровна Воронова
Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: социальная адаптация личности, коррекция и развитие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Задачи:
1. способствовать социальной адаптации;
2. формировать коммуникативные компетенции;
3. формировать представления о чувственно-эмоциональном мире человека;
4. корректировать, развивать познавательные процессы;
5. способствовать речевому развитию;
6. повышать педагогическую компетентность родителей.
Публикация «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТМНР» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Каждая из перечисленных задач предполагает реализацию коррекционно-развивающей работы в соответствующих направлениях:
Социализация личности.
Работа по данному направлению имеет огромное значение в связи с необходимостью формирования образа «Я», стремления к самостоятельности, формирования навыков социального поведения.
В качестве основы для формирования личностной социализации предлагает специальные методы и приемы, которые охватывают следующие аспекты:
1. формирование образа «Я» (узнавание себя в зеркале, на фотографиях; соотнесение со своим именем; узнавание собственных вещей);
2. формирование у детей представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях, о способах ухода (это мои руки – я могу ими держать, бросать – их нужно мыть);
3. формирование поло-ролевой идентификации, отличительных признаков, особенностей характера, манеры поведения (я – девочка, у меня длинные волосы, которые украшены бантом, я ласковая, аккуратная – я умею танцевать и т. д. ; или мальчик– у меня короткая стрижка, у меня аккуратная одежда, я сдержанный, смелый, я занимаюсь спортом); 4. формирование первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении (семья, друзья, педагоги) и адекватных способах взаимодействия.
Коммуникативное развитие.
Коммуникативная составляющая в процессе коррекционноразвивающей работы направлена организацию «одновременно протекающей работы над различными сторонами речевого и интеллектуального развития направленного на реализацию функции общения» :
1. разрешения конфликтных ситуаций, формирование чувства взаимного доверия;
2. формирование положительных стереотипов поведения;
3. знакомство с эффективными приемами.
Эмоциональное развитие.
Всестороннему развитию данной сферы способствует комплекс педагогических воздействий по следующим направлениям:
1. знакомство с основными эмоциональными состояниями человека и способами их выражения (мимика, поза, жесты, интонация);
2. обучение осознанию своих эмоциональных переживаний и причин их возникновения;
3. формирование умения выражать свое настроение в адекватной форме. Познавательное развитие.
Развитие познавательной сферы является одной из важнейших составляющих в системе коррекционно-образовательной работы с детьми, поскольку является основным в сложной структуре интеллектуального становления.
Коррекционно-развивающие мероприятия осуществляются в следующих аспектах:
развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
Речевое развитие.
Еще в трудах Л. С. Выготского при указании на ранний и средний дошкольный возраст говорится, что «речь становится осмысленной, а мышление речевым», в связи с этим коррекционно-развивающая работа реализуется в следующих направлениях:
создание условий для речевой активности;
расширение словаря.
Коррекционно-развивающая работа включает две основные составляющие – работу с детьми и работу с семьей.
Работа с детьми предусматривает:
- социально-личностное развитие ребенка;
- сенсорное развитие ребенка;
- развитие речи ребенка;
- физическое развитие ребенка;
- художественно-эстетическое развитие ребенка;
- музыкальное развитие ребенка.
Работа с родителями включает в себя:
- расширение диапазона знаний по вопросам психофизического развития ребенка с учетом индивидуальных особенностей
- психо-речевого развития и особых образовательных потребностей;
- создание условий для эмоционального принятия ребенка в семье и гармонизации детско-родительских отношений.