Екатерина Кияйкина
Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС
▼ Скачать +Заказ
Специфика работы по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности отличается от работы в обычной группе. Работа воспитателя координируется с работой учителя-логопеда.
Большое внимание уделяем правильности организации и проведению занятия по речевому развитию. Оно отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, поддерживается игровыми моментами.
Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с ФГОС :
Публикация «Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
• используем непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;
• во время проведения занятия деятельность детей чередуем: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.
• четко определяем развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи с учетом интеграции ОО; формулируя задачи образовательной деятельности, убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, «обогащать», «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.
На занятиях по речевому развитию включаем следующие виды работы:
1. формирование умений в овладении звуковой культурой речи
2. развитие и обогащение лексики
3. формирование грамматического строя речи
4. развитие связной речи (монологу и диалогу)
5. подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)
Все стороны речи развиваем параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
• продумываем методы и приёмы обучения
При планировании занятия определяются нами разнообразные по степени сложности методы и приё мы работы с детьми:
Словесные:
Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение стихов, объяснение значения пословицы и поговорок и др.
Наглядные:
Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника, картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.
Игровые:
Дидактические игры и упражнения (грамматические и лексические, логические упражнения для развития речи (Т. А. Ткаченко., игры-драматизация, игры-импровизации, пальчиковые игры и др.
Выбираем приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия).
Используя различные методические приемы, создаем такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод. А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, т. е. создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность.
• подготавливаем соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуют определенным требованиям: соответствие возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность.
Применение наглядности в старшем дошкольном возрасте приобретает
другие формы: все больше используются нами картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.
Используем ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, аудиовизуальное оборудование (проектор) для показа мультимедийных и др. презентаций, DVD, CD.
• разрабатываем структуру и ход занятия (этапы реализации НОД).
Структура занятия должна быть четкой, где определяются три части:
- вводная (мотивационный этап);
- основная (содержательный этап);
- заключительная (рефлексивный этап).
В водной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста (о них «не забываем» на протяжении всего занятия).
Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
На первом этапе занятия иногда создастся нами проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет старшим дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
В ходе основной части используются нами различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.
В случае, когда у детей что-то не получается используем такой прием, как педагогическая поддержка.
На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом». Также стараемся обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Еще контролируем собственную речь и выстраиваем речевые фразы от третьего лица. Например, отходим от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это неправильно, т. к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитию используются нами современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т. В. Большева, Т. В. Малетина и др.); ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т. А. Сидорчук, Л. А. Мушарапова, Н. Н. Хоменко и др.); здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
Нами также используются эффективные технологии речевого развития детей :
-технология обучения детей составлению сравнений
-технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок
В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие у детей речи и психических процессов, поэтому включаем игры и творческие задания («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похож?» и др.); игры и творческие задания для составления текстов сказочного содержания («Придумай счастливый конец, продолжение сказки», «Придумывание сказки на заданную тему»). Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта. Усложняется речевая активность детей: используются нами коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Во время занятия уделяем внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Для выработки прочных навыков и умений проводится закрепление и повторение материала как в основной части занятия по речевому развитию, так и на других занятиях, а также во всех видах детской деятельности, на специально отведенном в группе компенсирующей направленности - логочасе.
Заключительная часть проводится кратко и эмоционально, т. к. ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.
Заключительную часть занятия организовываем таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации ( чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).
Также подводится итог всего занятия : дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т. д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия) К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей.
Итак, главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. При организации и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС педагог выступает прежде всего, как организатор совместной деятельности с детьми через интеграцию образовательных областей и организацию видов детской деятельности, включая эффективные форм работы с детьми.
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий также изменились, образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.