Светлана Храмайкова
Организация и проведение утренней гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы:
«Организация и проведение утренней гимнастики»
Подготовила:
Храмайкова Светлана Петровна
Март 2020 г.
Задачи и значение утренней гимнастики
Гимнастика – одно из основных средств и методов всестороннего физического развития.
Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.
Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветрен-ном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стой-кость к различным воздействиям окружающей среды.
Организация утренней гимнастики
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня, проводится ежедневно перед завтраком, с весны и до поздней осени в хорошую, сухую погоду, утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе. В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя гимнастика проводится в помещениях согласно графику проведения утренней гимнастики. Перед занятием помещение проветривается. Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима. Выполняя утреннюю гимнастику, ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
Структура утренней гимнастики
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей :
• вводная
• основная
• заключительная
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий
формирование правильной осанки; подготовка организма к выполнению более сложных упражнений
Содержание:
• построения (в колонну, в шеренгу, круг)
• строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
• перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону)
• непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом)
• бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи:
укрепление основных мышечных групп; формирование правильной осанки
Содержание:
• выполнение комплекса общеразвивающих упражнений
Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи:
восстановить пульс и дыхание
Содержание:
Дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.
Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заклю-чительную ходьбу с выполнением различных заданий.
Формы проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики :
• традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
• обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жуч-ки» и др.
• игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
• с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движе-ний, хороводов
• оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепен-ным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
• с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из уп-ражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требую-щих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими тре-бованиями:
• комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
• в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения
• упражнения должны выполняться из разных исходных положений
• подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
• чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
• используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)
Один и тот же комплекс повторяется в течение одной недели, на следующей неделе к этому комплексу прибавляется предмет.
Содержание комплекса утренней гимнастики, дозировка упражнений, различ-ны для детей разных возрастных групп.
Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желае-мое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их дос-таточной интенсивности.
Методика проведения утренней гимнастики
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Утренняя гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста
Комплекс гимнастики для детей от 3 до 4 лет содержит 4 – 5 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 3- 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движе-ний детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. В раннем возрасте упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Зайки», «Птички» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.
Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста
В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.
Структура построения утренней гимнастики такая же.
Начинается утренняя гимнастика с не длительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за дру-гом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег, а бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.
Для выполнения комплекса упражнений в начале года дети чаще всего стано-вятся в круг. Во вторую половину года используется построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики не меняется : сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т. д.). Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Комплекс гимнастики для детей от 4 до 5 лет содержит 5 – 6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5 – 6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они ста-новятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кубиков. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.
Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели, хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т. п.). Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.
Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. В ряде случаев можно прибегать к имитациям. Пояснения чаще всего сливаются с показом, возрастает значение качества показа воспитателя. Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.
Утренняя гимнастика с детьми старшего,
подготовительного дошкольного возраста
Основная особенность утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста – ответственное отношение детей к ее выполнению. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.
Утренняя гимнастика становится привычной формой ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение.
Комплекс гимнастики для детей от 5 до 6 лет содержит 5 – 6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 6 – 7 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.
Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они не длительны и переходят в легкий бег. Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
Для их выполнения упражнений удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Среди разнообразных исход-ных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и ос-новная стойка (пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.
Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 неделю. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение.
Приемы руководства.
На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направле-ний движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.
Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.
Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т. д., требования к его качеству.
Пояснения упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.
Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера воспитателя. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.
На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т. д.).
Особенности проведения утренней гимнастики на воздухе
Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.
Планирование утренней гимнастики
Что бы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ре-бенка, надо составить план – конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания. Воспитатель должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний.
Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за само-чувствием детей, их поведением. Анализируя эти поведения, воспитатель отмечает положительные стороны, выявляет недостатки и делает соответствующие выводы, а затем вносит изменения в комплекс утренней гимнастики, уточняет методику его проведения.