Тамара Ахполова
Организация и проведение музыкально-дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Каждую музыкально-дидактическую игру условно можно разделить на три основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.
Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное, для того, чтобы детям в игре было легко и комфортно.
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Организуя любую музыкально-дидактическую игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «я». В музыкально-дидактической игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство ребенка, игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности детей; используемые в игре пособия и атрибуты должны быть эстетичны, удобны, гигиеничны и безопасны; каждая игра должна создавать положительное эмоционально настроение (в т. ч. и для проигравших детей).
В организации и проведении музыкально-дидактической игры важен способ ее объяснения детям. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение музыкально-дидактической игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.
Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований:
Ясность и четкость в изложении;
Эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;
Использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).
Главенствующую роль в успешном проведении музыкально-дидактической игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности.
Воздействие музыки на ребенка в проведении игры многогранно, так как оно:
Способствует эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций детей;
Воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма;
Повышает качество знаний, исполнительскую культуру детей (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) и работоспособность организма в целом.
В процессе проведения музыкально-дидактических игр важно использовать диалог между педагогом и детьми, т. к. это помогает детям концентрировать внимание на происходящем. Продолжительность музыкально-дидактической игры зависит от интереса детской аудитории к ней.
При подведении итогов игры необходимо помнить том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребенка, а наоборот, при необходимости внушать ему надежду на успех. Детям или подгруппам детей, достигшим хороших результатов, можно наряду с похвалой вручать поощрительные призы.
СОЛНЫШКО И ТУЧКА
Эта музыкальная детская игра научит ребенка улавливать настроение звучащей музыки.
Инвентарь:
Три карточки-картинки: яркое солнышко; солнышко, немного прикрытое тучкой; тучка с дождем.
Подготовить необходимые дидактические материалы можно вместе со своим ребенком заранее. Предложите ему заняться прикладным творчеством, а затем приступите к музыкальным занятиям - и то, и другое очень полезно для развития детей. Вы можете использовать готовые карточки, необходимо лишь распечатать их и попросить ребенка вырезать.
Проведение
Необходимо подобрать три разнохарактерных музыкальных произведения (или отрывка, лучше задействовать классические произведения, их очень легко найти в сети интернет. Например, вы можете использовать "Рондо-марш" Кабалевского, "Ходит месяц кругами" Прокофьева, "Зима" Крутицкого - педагоги часто используют их в ходе проведения музыкальных детских игр.
Далее нужно поочередно включать произведения и просить ребенка показать карточку, которая передает характер музыки, малышам очень нравится эта игра. Можно также попросить ребенка описать музыку своими словами, при этом подсказывайте ему новые, неизвестные прилагательные, это поможет увеличить словарный запас. Конечно, через пару занятий фрагменты нужно менять, постепенно усложняйте задачу, выбирайте произведения, характер которых не столь очевиден.