Алевтина Канашина
Выступление на семинаре-практикуме Тема: «Основные приемы лепки в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети третьего года жизни впервые начинают заниматься лепкой. Фломастеры и карандаши детям знакомы, а вот пластилин или глину многие видят впервые и даже боятся взять в руки.
Занятия проводятся небольшими подгруппами по 4-6 человек. На первых занятиях малыши знакомятся с пластичными свойствами материала: они мнут его в руках, отщипывают кусочки. Важно сопровождать все действия эмоциональным рассказом, а вылепленный результат тут же обыграть: покормить курочку зернышками, например.
Публикация «Выступление на семинаре-практикуме Тема: „Основные приемы лепки в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
На последующих занятиях воспитатель показывает простейшие формообразующие движения, сопровождая объяснением: возьму кусочек, положу на ладошку, покатаю другой, вот получилась колбаска. Показ повторяется 2-3 раза, затем работу выполняют дети. Один и тот же способ выполняется в разных игровых темах. Обучение формообразующим движениям рук начинается с раскатывания колбасок, продолжается обучением круговым движениям по скатыванию шара, затем идет сплющивание, вдавливание. Причем раскатывание и круговые движения могут выполняться как двумя руками в воздухе (на весу, так и одной рукой (поочередно) на доске.
Во II младшей группе дети 3-4 лет не только осваивают формообразующие движения, но и применяют их самостоятельно. Они знают как вылепить бревнышко, шарик, диск, как соединить концы колбаски и получить баранку. К концу года малыши осваивают лепку предметов из нескольких частей: пирамидку, неваляшку, грибок и т. д. Появляется больше возможностей для творчества.
У младших дошкольников слабые навыки лепки, мышцы рук развиты недостаточно, поэтому перед занятием целесообразно проводить игровые упражнения на разминку рук.
Центр здоровье сберегающих технологий предлагает упражнения со скалкой - раскатывать глину («лепешка») : отрабатывается взаимодействие обеих рук, одинаковая амплитуда и сила нажима. Пласт лучше раскатывать на тканевой салфетке – легче снимать. Во время работы рекомендуется поворачивать лепешку примерно на 40-45 градусов. Работу со скалкой можно проводить стоя.
Поделки из двух частей можно соединять при помощи зубочистки: обломанный конец втыкается в нижнюю часть поделки, а на острый конец одевается верхняя часть. Разломить зубочистку – это тоже упражнение.
Знакомство с рельефами и барельефами дети начинают в старшем дошкольном возрасте. Но какие-то элементы можно использовать и во II младшей группе. Например можно вылепить барельеф «Веточка рябины».на листе картона нарисована кисть без ягод. Дети получают брусок пластилина, отрывают от него небольшие кусочки, скатывают шарики и прикрепляют их к картону. Этим же методом можно «нарядить» Новогоднюю елочку, «посадить» цветы на клумбе и т. д.
Еще можно использовать метод печатания. Существует несколько вариантов этой методики. На раскатанном пласте можно отпечатать цельный рисунок, нанесенный на жесткую поверхность (например – формочка). Этот вид печатания выполняется сразу обеими руками с равным нажимом. Другой вариант: отпечатать рисунок прожилок древесного листа. В данном случае важна работа обеих рук, вернее пальцев, осторожно, равномерно с равной силой надавливающих на поверхность листа. Третий вариант – нанесение рисунка различными печатками. Печаткой могут служить колпачки фломастеров, пуговицы, мелкие пластмассовые детали с необычным рельефом и т. д. При этом идет развитие не только мелкой моторики рук, но и фантазии, ритма, эстетического восприятия цельного результата работы.