Барилова Екатерина
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу, своевременная коррекция имеющихся нарушений в психофизическом и физическом развитии детей является первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения. В дошкольном учреждении созданы благоприятные гигиенические условия, организовано рациональное питание детей, обеспечено достаточное пребывание детей на свежем воздухе, воспитание стойких культурно-гигиенических навыков. Особе значение придается развитию движений детей. Главными ориентирами в работе педагогов являются индивидуальный подход к каждому ребенку, своевременность и доступность помощи, ежедневное комплексное воздействие.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
В целях укрепления здоровья в детском саду разработана система физкультурно-оздоровительных, коррекционных и закаливающих мероприятий. Ежедневная педагогическая деятельность сочетается с оздоровительной работой : в занятия широко включаются физкультминутки, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. В повседневную жизнь включены дыхательная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, релаксационные игры. В системе проводится работа по формированию у детей потребности в здоровье, элементарных представлений о здоровом образе жизни. Серьезное внимание в работе с детьми педагоги уделяют психогигиеническим мероприятиям, двигательному режиму.
Физическое развитие идет через разные виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении: занятия, игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы и другие. Но понимая, что игровая деятельность - главная составляющая двигательной активности ребенка, в работе с детьми используются в основном рефлексивно-игровые технологии, направленные на сотрудничество взрослого и ребенка, на формирование у детей деятельностно - творческого характера, самостоятельности в принятии решений. Коллективом педагогов подобраны подвижные игры, эстафеты, игровые задания, способствующие развитию у дошкольников необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.).
В дошкольном учреждении в системе проводится работа по совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.
Приобщение детей к миру физической культуры начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей. На создание данных условий направлены усилия всего коллектива детского сада «Ромашка». Созданная предметно-развивающая среда по физическому воспитанию детей помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В каждой группе оформлен «Уголок юного спортсмена», где помещено необходимое оборудование, обеспечивающее качественное освоение детьми комплекса движений и физических упражнений, нетрадиционное оборудование, журналы о спорте. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменение в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности. В достаточном количестве имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики и другие. Физкультурный инвентарь соответствует санитарно-гигиеническим требованием, возрастным особенностям детей, пространству двигательной зоны. Он размещен в удобном для детей месте и способствует разнообразной самостоятельной двигательной и игровой деятельности. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасности поведения и правил личной гигиены. Созданные руками воспитателей пособия «Помоги себе сам», «Неболейки», «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, давать себе объективную оценку.
Работа с детьми по физическому развитию и оздоровлению детей в системе проводится на протяжении всего года. В летний период времени все мероприятия проводятся на свежем воздухе на спортивной площадке. Спортивная площадка оснащена стационарным физкультурным оборудованием, включающим разные типы пособий: для упражнений в ходьбе и равновесии, катания и бросания, ползания и лазанья. Имеются волейбольная и футбольная площадки, зоны для подвижных игр, полоса препятствий, яма для прыжков, беговая дорожка, качели. На спортивной площадке установлены всевозможные игровые гимнастические комплексы (стойки, перекладины, канаты, гимнастическая стенка, бумы и т. д.). Дополнительно из помещения выносятся мячи, мишени для метания в цель и другие атрибуты для спортивных игр и упражнений. Спортивная площадка расположена в непосредственной близости от игровых участков, что позволяет использовать ее не только для проведения занятий, но и для самостоятельной двигательной активности. Дети уже с трехлетнего возраста имеют возможность выполнять упражнения на любых снарядах и с любыми спортивными пособиями. Руками сотрудников создана коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия. Оборудование расположено рационально по периметру физкультурной площадки, так, что большая часть ее используется для проведения подвижных и спортивных игр.
На спортивной площадке дети имеют возможность поиграть в мяч, городки, кегли, покататься на самокатах, роликовых коньках, велосипеде. Обучение детей элементам спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) является неотъемлемой частью физического воспитания детей. Именно в процессе овладения ими дети открывают для себя двери в мир спорта, мир яркий, интересный, увлекательный. Игры с мячом доставляют детям огромную радость и способствуют развитию внимания, ловкости, точности движений, смелости, умение взаимодействовать с партнером. Игровое поле на физкультурной площадке для игр в мяч и подвижных игр с элементами спорта засевается травой, что позволяет детям походить, побегать босиком.
Особой популярностью у детей пользуются подвижные игры, так как они всегда связаны с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывают эмоциональный подъем, а потому всегда желанны. В процессе игр дети совершают множество движений: ходьба и бег по, ползание по гимнастической скамейке, прыжки, лазание по лестнице. При этом они проявляют выносливость, а также смелость и решительность. Любимы детьми и взрослыми такие формы отдыха как физкультурные досуги, музыкально-спортивные развлечения, праздники. Спортивные игры и упражнения, народные игры, соревнования, эстафеты, конкурсы, проводимые на площадке, способствуют не только физическому воспитанию детей, но и несут массу положительных эмоций, поднимают настроение. Полюбилась детям такая форма занятия, как «Веселые старты», где они соревнуются в ловкости, быстроте, ориентировке в пространстве. Особенно дети любят игры- путешествия в мир сказок, где они подражают действиям героев, демонстрируют свои двигательные умения и навыки, тем самым приобщаются к здоровому образу жизни. Сюжетные занятия дают возможность использовать упражнения различной направленности и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Ребятам нравятся имитационные упражнения: они с удовольствием ходят, как журавли, медведи; прыгают, как лягушки, мячики; бегают как кошки и т. д. С целью развития выносливости у детей, как важнейшему фактору повышения их функциональных возможностей, широко практикуется легкий бег, заканчивающийся дыхательной гимнастикой. Эстетическое оформление площадки способствует развитию в детях чувства прекрасного, стимулирует деятельность детей. К физкультурной площадке примыкает открытый бассейн.
Спортивная жизнь на площадке кипит круглый год. В зимнее время года заливается каток, ставятся ворота. Чем не хоккейное поле! По периметру площадки по безопасной местности прокладывается лыжня, проводятся занятия на лыжах, которые способствуют физическому развитию ребенка в целом и в том числе закаливанию. Особенно детям полюбились игровые упражнения на лыжах «Не задень», «Следы», «Не ошибись», направленные на развитие внимания, координации движений, ловкости. Чтобы физкультурные занятия были интереснее, изготавливается оборудование из снега и льда. Валы из снега, «колодцы» для метания, заливные дорожки превращают зимнюю прогулку в увлекательное, полезное времяпровождение.
Имеется площадка с выносным оборудованием для изучения правил дорожного движения. В ходе целенаправленной и систематической работы у дошкольников формируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своем здоровье. Правила по дорожному движению, усвоенные детьми в ходе игры, в дальнейшем становятся нормой поведения. На территории, прилегающей к спортивной площадке, нарисованы классики.
Здоровье детей зависит от условий жизни в семье, грамотности родителей. В дошкольном учреждении ведется работа с семьей по оказанию помощи в физическом развитии и оздоровлении детей, организован консультативный пункт для родителей, проводятся «ликбезы» по вопросам оздоровления детей. Через наглядную агитацию, беседы, практикумы педагоги знакомят родителей с последними достижениями в области физического развития детей. В приемных оформлены фотостенды для родителей, на которых представлена разнообразная информация по физическому воспитанию детей, о проводимых мероприятиях. Активно привлекаются родители к совместным физкультурным мероприятиям, участвуют в днях здоровья, спортивных аттракционах и конкурсах. Родители имеют возможность присутствовать на физкультурном занятии, утренней гимнастике, могут наблюдать закаливающие процедуры.
Наша работа отмечена грамотами отдела образования Ленинского округа г. Комсомольска-на-Амуре за участие в смотрах-конкурсах летних и зимних участков. А лучшая для нас награда – здоровые дети, счастливые родители!
Таким образом, наша спортивная площадка помогает педагогам сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни!