Любовь Макарова
Организация двигательной деятельности детей на прогулке в летний период посредством спортивных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС дошкольного образования направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, овладение нормами и правилами здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие.
Проблема организации двигательной деятельности дошкольников выделяется как, наиболее актуальная на протяжении многих лет. Интерес к данной проблеме обеспечивается рядом причин: запрос государства; недостаточный уровень двигательной активности дошкольников в течение дня; недостаток пространства для полноценной двигательной деятельности в условиях дошкольной организации; необходимость развития выносливости и адекватного восприятия физической нагрузки. На данный момент отсутствует системный подход к организации двигательной деятельности в летнее время на прогулке, поэтому мы и попытались найти решение данной проблемы.
Публикация «Организация двигательной деятельности детей на прогулке в летний период посредством спортивных игр и упражнений» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В МАОУ детском саду № 79 «Гусельки» была создана творческая группа педагогов «Здоровый ребенок», целью которой стала - разработка системного подхода к организации двигательной деятельности на прогулке в летнее время посредством использования спортивных упражнений (катание на велосипеде, на самокате, роликах) и игр, таких как футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки.
Было определено три этапа работы: аналитический, прогностический, технологический.
На первом - аналитическом этапе, проанализированы следующие вопросы: уровень компетентности педагогов дошкольной организации, состояние необходимой материально-технической базы, заинтересованность родителей в решении данного вопроса и уровень сформированности навыков у детей.
По итогам мониторинга на прогностическом этапе перед педагогами были поставлены следующие задачи: (расширять и обогащать двигательный опыт ребёнка, обеспечить освоение двигательных умений и навыков в спортивных играх и упражнениях, способствовать переносу полученных умений и навыков в самостоятельную деятельность, повысить компетентность педагогов по проблеме приобщения детей к спортивным играм и упражнениям, разработать перспективно-календарное планирование освоения спортивных игр и упражнений в летний период на основе комплексного подхода, создать необходимую материально-техническую базу для успешного освоения спортивных игр и упражнений с детьми в соответствии с ООП ДО.
На третьем –технологическом этапе, осуществлялась деятельность по реализации поставленных задач, используя ресурсы ДОО. Параллельно с созданием условий и пополнением инвентаря осуществлялась деятельность по разработке методического обеспечения организации двигательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста посредством спортивных игр и упражнений, а именно, разрабатывался пакет документов по планированию, включающего план – график освоения спортивных игр и упражнений.
При составлении планирования мы опирались на основные принципы: (учет возрастных особенностей; системного подхода, предполагающего решение программных образовательных задач в процессе: ОД по физическому развитию; совместной двигательной деятельности в ходе прогулки; самостоятельной двигательной деятельности детей; постепенности, цикличности, систематичности освоения двигательного материала).
Работа строилась поэтапно:
1. Определение видов техники спортивной игры или упражнения, необходимых для освоения.
2. Определение задач и в соответствии с ними умений с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, учитывая возрастные особенности детей : сензитивный период освоения двигательного материала и развития физических качеств, все задачи были распределены по принципу усложнения. Основным принципом в распределении задач был принцип постепенного усложнения.
3. Определение временного промежутка решения задач. Нами был определен промежуток 3 месяца. Однако следует помнить, что в планирование, возможно, вносить изменения в зависимости от изменяющихся условий проведения занятий (в том числе погодных, уровня освоения навыков и умений детьми, состояния здоровья и имеющейся базы.
4. Распределение задач с учетом сложности в соответствующий компонент образовательного процесса: ОД, совместная двигательная деятельность на прогулке, самостоятельная деятельность. Данный процесс освоения каждого двигательного умения происходит в соответствии с методикой физвоспитания, который проходит в три этапа: этап формирования (сложный навык формируется в специально организованной деятельности, более простой – в совместной деятельности воспитателем); этап углубленного разучивания (сложного умения - в процессе организованной деятельности); этап закрепления и совершенствования.
5. Подбор и разработка средств реализации задач, соответствующих возрастным особенностям детей. Для реализации формирующих, закрепляющих задач были подобраны и разработаны целенаправленные упражнения, игровые задания, игры и другие формы работы с детьми.
6. Распределение форм работы с детьми (игровых упражнений, игр и др.) по неделям заданного временного цикла (3месяца) для каждого вида спортивных упражнений и игр.
Таким образом, использование спортивных упражнений и игр на прогулке в летнее время способствует накоплению и обогащению двигательного опыта дошкольников, формированию их двигательной активности и физическому совершенствованию.
Литература:
1. Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] : книга для воспитателя детского сада/ Э. Й. Адашкявичене. – М. : Просвещение, 1992
2. Дмитриенко, Т. И Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада/ Т. И. Дмитриенко. – К. : Радянська школа, 1983