Олеся Сурикова
Организация двигательной активности детей раннего возраста в режиме дня
▼ Скачать
Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму.
Публикация «Организация двигательной активности детей раннего возраста в режиме дня» размещена в разделах
В дошкольном возрасте закладываются основы умственного и физического развития. Природа позаботилась о том, что в младенчестве развитие органов чувств опережает развитие телесных движений. Но уже к третьему году преодолевается разобщенность сенсорных и моторных функций, и двигательное развитие способствует совершенствованию восприятия, а органы восприятия помогают формированию двигательных навыков.
Двигательная активность не только повышает резервные возможности организма ребенка, но и является профилактикой заболеваемости. Недостаток движения вызывает целый комплекс нарушений в функционировании организма. Для малышей потеря в движениях – это потеря в развитии, здоровье, знаниях. Ребенок активно познает мир, используя для этого весь, пока еще недостаточно большой запас движений. Исследования ученых показывают, чем богаче, разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интеллектуальному развитию малыша. Поэтому в практике работы с детьми раннего возраста необходимо так организовать их жизнь, чтобы полностью удовлетворить потребность в движении.
Одним из приоритетных направлений ФГОС является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к потребности в двигательной активности.
«САНИТАРНО - ЭПИДИМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ» САНПИН 2.4. 3648 – 20 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 2020Г. № 28 Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса. 11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями. 11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. 11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или пред уходом детей домой. 11.9. Для детей раннего возраста от 1, 5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. XII. Требования к организации физического воспитания. 12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом здоровья, возраста детей и времени года. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности : утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры и др. 12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляется по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать оптимальные условия для удовлетворения потребности детей в разнообразных видах движения;
2. Формировать двигательные умения и навыки;
3. Развивать двигательные качества : быстроту, выносливость, ловкость;
4. Развивать моторику крупных и мелких мышц, координацию движения;
5. Укреплять здоровье детей после болезни, используя при этом индивидуально-дифференцированный подход;
6. Воспитывать самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Существуют разнообразные формы двигательной активности.
• утренняя гимнастика (ежедневно)
• прогулка с включением подвижных игр; (ежедневно)
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
• физкультминутка;
• гимнастика после дневного сна;
• совместная физкультурная деятельность педагога с детьми.
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.
Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.
Ежедневное выполнение физических упражнений в течение 5-7 минут под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Подвижные игры и физические упражнения вовремя прогулки.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышению двигательной активности детей.
Подвижные игры проводятся по 20 минут на утренней и вечерней прогулке.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных физкультурных оборудований.
Индивидуальная работа с детьми по оптимизации двигательной активности.
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Физкультурные минутки.
Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений). Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.
Бодрящая гимнастика после дневного сна.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходимо провести после тихого часа бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус, обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной активности. Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится до 15 минут. Сюда входят разминочные упражнения в постели, выполнение ОРУ у кроваток, ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым дорожкам).
Совместная деятельность по физической культуре.
Основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре (занятия по физо). Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:
• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
• удовлетворять естественную потребность в движении;
• формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
• создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;
• вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Формы сотрудничества с семьей.
Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство.
Для этого используются разнообразные формы:
• активная помощь в пополнении физкультурно – оздоровительной среды в группе (физкультурный уголок, и на территории);
• наглядная пропаганда родителей (консультации, буклеты, памятки, рекомендации по теме);
• анкетирование родителей на тему «Эффективность работы по развитию двигательной активности»;
• запланировано тематическое родительское собрание по теме «Двигательная активность» .
Анкетирование родителей «Эффективность работы по развитию двигательной активности»
В анкетировании участвовали 15 семей.
1. Количество детей в семье : один – 20%, два – 73%, три – 7%, более – 0.
2. Вы занимаетесь физкультурой или спортом? Да – 33%, нет 27%, иногда – 40%.
3. Есть ли дома спортивный снаряд? Какой? Да – 27, нет – 73%. Скакалка, шагомер (кардиостимулятор, коврик для йоги, спортивный комплекс «Ранний старт».
4. Установлен ли для вашего ребенка режим дня? Да – 73%, нет – 7%, иногда – 20%.
5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? Да – 7%, нет – 60%, иногда – 33%.
6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Да – 60%, нет – 0%, иногда – 40%.
7. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- Подвижные игры – 25%
- Настольные игры – 24%
- Просмотр телепередач – 24%
- Чтение книг – 27%
8. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка:
- Какие упражнения необходимы для общего физического развития?
- Сколько минут должна длиться утренняя гимнастика?
- Какую использовать профилактику плоскостопия?
Заключение.
Если проанализировать работу по организации двигательной активности в нашем детском саду, можно отметить положительные изменения:
• Возрос интерес детей к разным видам упражнений.
• Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность.
• Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
• Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.