ромашкина ирина
Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность в нравственном воспитании.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день.
Публикация «Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ и семье» размещена в разделах
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков. В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. В рамках годового плана, в ДОУ проходит много тематических праздников, которые в полной мере помогают раскрывать духовно-нравственное воспитание. Дети принимают участие в проведении народных обрядовых праздников (Коляда, масленица и др., где осуществляется изучение детского фольклора, они читают стихи, заучивают заклички, колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках с детьми можно использовать в речи пословицы, считалочки, потешки. Тематическая неделя, посвященная дню Победы, несет огромный потенциал для детей. В ДОУ каждый год для детей старших и подготовительных групп организуется поход на «Аллею славы» с возложением цветов. Так же на территории учреждения проводится к 9 мая выставка газет, сделанных всей семьей воспитанников «Герой войны». Огромная работа проводится музыкальным руководителем по заучиванию песен о войне, с которыми дети участвуют в конкурсах Районного и Краевого масштаба.
Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.
Родной край – это-то место, где человек родился и вырос и очень важно еще на дошкольной ступени донести это до детей, привить любовь к нашей малой родине.
Работа детского сада и семьи в рамках преемственности очень важна. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Проектная деятельность в ДОУ должна быть приоритетной, потому что, привлекая в реализацию творческих проектов родителей, мы даем им прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни их ребенка, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Совместная работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Осуществление преемственности в нравственном воспитании детей дошкольного возраста позволяет совершенствовать систему воспитания подрастающего поколения.