Светлана Глушко
Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Изюминкой» современного рынка услуг дошкольного образования является оказание дополнительных платных образовательных услуг. Надеемся, что данная статья будет полезна тем дошкольным организациям, которые только начинают внедрять в образовательный процесс дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.
Начнем с определения, «Дополнительные образовательные услуги» – комплекс специально создаваемых и предлагаемых образовательной организацией возможностей для получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретения дополнительных знаний, умений, навыков, развития творческих и других способностей детей под руководством квалифицированных специалистов, с целью удовлетворения образовательного заказа родителей и потребностей дошкольников.
Публикация «Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО» размещена в разделах
Какие услугам относят к платным образовательным? Это услуги, которые не включены в базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения, не финансируются сельским, городским, районным, республиканским или федеральным бюджетом и предоставляются только по запросу родителей (статья 45 Закона «Об образовании»).
В реалиях современности, дополнительные образовательные услуги интегрируются в содержание реализуемой в дошкольном учреждении основной образовательной программы для того, чтобы расширить содержание базового компонента образования и снизить учебную нагрузку на ребенка.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется путем создания секций, кружков, клубов, студий, работа которых планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, дошколята закрепляют и расширяют, полученные в рамках обязательной образовательной деятельности, знания, умения и навыки.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют превышать количество занятий, предусмотренное Программой. С целью выхода из сложившейся ситуации, в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные общеобразовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности (ФГОС ДО).
Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
- положительным изменениям, направленным на доступность, обеспечение равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения заказа родителей и образовательных потребностей воспитанников;
- созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
- повышению эффективности программно - методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
- обеспечению вариативности индивидуальных образовательных траекторий развития по направлениям дополнительного образования;
- созданию механизмов внешней и внутренней системы оценки качества, направленной на повышение эффективности педагогического воздействия и созданной ППРС;
- улучшению качественного состава педагогических кадров, задействованных в работе по оказанию дополнительных услуг.
Прежде чем внедрить дополнительные платные образовательные услуги, необходимо убедиться, что:
• в уставе образовательного учреждения указана возможность оказания дополнительных платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (п. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);
• организацией получена соответствующая лицензия;
• дополнительные платные образовательные услуги не будут оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Иначе, средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
Хочется поделиться опытом организации платных образовательных услуг и рассмотреть весь путь их внедрения пошагово:
1 шаг - определение палитры дополнительных образовательных услуг.
Для исследования потребительского рынка, то есть запроса родителей, и определения перечня дополнительных услуг проводится анкетирование родителей (законных представителей, ключевые вопросы которого:
1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОО. Можно дать примерный перечень кружков и секций, исходя из возможностей детского сада.
2. Сколько вы готовы платить за дополнительные образовательные услуги (обычно указывается цена за месяц).
2 шаг - разработка программ кружков и секций.
Руководители кружков составляют программу и разрабатывают перспективное планирование. Программа дополнительного образования обычно утверждается на педагогическом совете.
Дополнительные общеобразовательные программы дополнительного образования детей - дошкольников могут быть разных направленностей, учитывая интересы самих дошколят и результаты анкетирования родителей, из опыта работы, чаще всего выбираются следующие направления:
• художественно-эстетическое развитие: обучение танцам, хореография, кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, игре на различных музыкальных инструментах, вокалу.
• физическое развитие: «школа мяча», акробатика, художественная гимнастика, детский фитнес, спортивные танцы, плавание.
• интеллектуальное развитие: развивающие логику игры, в том числе шашки, шахматы, занимательная математика, физика для малышей, экспериментальная опытная деятельность, экономика, иностранный язык, информатика, «предшкола»;
• раннее развитие: сенсорное воспитание, развитие речи, логики, и др. ;
• экологическое образование.
Для реализации каждого направления кружковой работы необходимо создать Программу по дополнительному образованию включающую следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание дополнительной образовательной программы.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
3 шаг - расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг. Здесь необходима помощь бухгалтерии ДОО.
4 шаг - назначение и подготовка педагогов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
Администрация ДОО проводит собеседование, определяет профессиональную компетентность и назначает специалистов по дополнительному образованию. Попробуем нарисовать портрет современного педагога дополнительного образования : он обладает коммуникативными способностями, стремится к партнёрским, дружеским отношениям во взаимодействии с воспитанниками и родителями, у него достаточный багаж знаний необходимый, для разработки авторской общеобразовательной программы; он владеет разнообразными педагогическими средствами и приёмами, инновационными технологиями; техникой проектирования исследовательской работы и ИКТ компетенциями.
5 шаг - создание нормативной базы. Представляем необходимый перечень:
1. Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг.
2. Заявления от родителей (законных представителей, договор об оказании платных образовательных услуг с родителями, в нем обязательно прописывается стоимость услуги за одно занятие, за месяц занятий и за год.
3. Договор с руководителем кружка.
4. Должностные инструкции руководителей кружков.
5. Приказа об организации кружков, с приложением перечня, сетки и графика работы руководителей кружков и секций.
6. Текущая документация руководителя кружка: список воспитанников, табель посещаемости кружка, мониторинг успешности воспитанников, перспекивный план.
6 шаг - рекламная кампания.
1. Проведение общего родительского собрания для ознакомления с предлагаемыми ДОО дополнительными услугами. Презентация кружков, секций и студий их руководителями.
2. Издание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.
3. Проведение «Дня открытых дверей» для знакомства с занятиями и итогами работы проводимой с детьми. Форма проведения: праздник, мастер – класс, концерт, выставка детских работ, соревнование, спектакль, досуг и т. д.
4. Выпуск информационных листов или карт для родителей с итогами мониторинга успехов детей, посещающих кружки и секции.
5. Индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг.
6. Информация о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.
7 шаг - мониторинг качества оказания дополнительных образовательных услуг.
Возможности дополнительного образования служат для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, обеспечивают повышение качества образовательных услуг, помогают дошкольникам реализовать свои таланты и способности под руководством опытных педагогов, обладающих высоким профессионализмом. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативность общего образования, способствует практическому приложению знаний и умений, полученных в ходе реализации ООП учреждения, стимулирует любознательность и активность дошкольников. А главное – в кружках и секциях дети могут развивать свои творческие задатки, способности, навыки адаптации к современному обществу - социализации и получают возможность полноценной организации досуга.
Таким образом, в рамках данной статьи мы постарались уточнить суть понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели пошагово некоторые особенности организации дополнительных платных образовательных услуг в условиях современных автономных дошкольных организаций.
Список использованной литературы:
1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : Учебно-метод. пособие. - М. : АНО «Диалог культур», 2007. - 512с.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" .
3. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 92-95.