Светлана Глушко
Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО.
▼ Скачать + Заказать документы
Краева Светлана Александровна,
Особенностью современного рынка услуг дошкольного образования является оказание дополнительных платных образовательных услуг. Лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг получили и автономные сады нашего района. Данная статья будет полезна тем ДОО, которые начинают внедрять в образовательный процесс дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.
Публикация «Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО,» размещена в разделах
Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения. Эти услуги, не финансируются сельским, районным, республиканским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу родителей (статья 45 Закона «Об образовании»). Организация дополнительных услуг - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных, региональных и муниципальных задач в области дошкольного образования.
Дополнительные образовательные услуги на современном этапе интегрируются в содержание реализуемой детским садом основной образовательной программы для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности (ФГОС ДО).
Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
- Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
- Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
- Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
- Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
- Созданию механизмов как внутренней, так и внешней системы оценки качества, ориентированной на повышение эффективности педагогического воздействия;
- Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в работе по оказанию дополнительных услуг.
Пред тем, как внедрить дополнительные платные образовательные услуги необходимо убедиться, что:
• в уставе образовательного учреждения указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);
• оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;
• платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
Модель организации платных образовательных услуг в ДОО :
1 этап - Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
Для исследования потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услуг проводится анкетирование родителей:
1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОО
2. Сколько вы готовы платить за дополнительные образовательные услуги.
2 этап - Составление программ кружков и секций.
Руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОО.
Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей, учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, из опыта работы детский сад чаще всего выбирает следующие направления:
• Художественно - эстетическое развитие (обучение танцам, хореография, кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, игре на музыкальных инструментах, вокалу);
• физическое воспитание и развитие (гимнастика, детский фитнес, спортивные танцы, «школа мяча»);
• интеллектуальное развитие (шахматы, шашки, развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика, экспериментальная деятельность, предшкола);
• раннее развитие (сенсорное воспитание, развитие логики, речи и др.);
• экологическое образование;
• экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
Программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно - тематический план.
4. Содержание дополнительной образовательной программы.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
3 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг
4 этап - Расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг.
5 этап - Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
Администрация проводит беседу, определяет профессиональную компетентность и назначает педагогов по дополнительному образованию. Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками и родителями, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой проектирования исследовательской работы.
6 этап - Создание нормативной базы.
1. Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
2. Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг.
3. Должностные инструкции педагогов кружков.
4. Издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг, прием заявлений от родителей.
5. Разработка необходимой документации: табель посещаемости кружка, программа, перспективный план.
7 этап - Организация рекламной кампании.
1. Проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами. Презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги.
2. Создание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.
3. Проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг.
4. Организация концертов, праздников, выставок детских работ, соревнований.
5. Информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции.
6. Индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг.
7. Информация о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.
8 этап - Заключение договоров с родителями и руководителями кружков.
9 этап - Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.
Потенциал дополнительного образования служит для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества, обеспечивает повышение качества образовательных услуг, помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов, обладающих высоким профессионализмом. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу - социализации и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных платных образовательных услуг в условиях современных автономных дошкольных учреждений.
Список использованной литературы:
1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : Учебно - метод. пособие. – М. : АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М. : АРКТИ, 2006. – 296 с.
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" .
5. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.