наталья сидорова
Программа дополнительных образовательных услуг по развитию речи для детей 6–7 лет средствами кружка «Сундучок Речевичок».
▼ Скачать + Заказать документы
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь.
А. И. Буренина
Пояснительная записка.
Работа кружка «Сундучок Речевичок» нацелена на:
формирование необходимого уровня речевых умений и способностей, активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
Деятельность кружка построена на основе программы :
Публикация «Программа дополнительных образовательных услуг по развитию речи для детей 6–7 лет средствами кружка „Сундучок Речевичок“,» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»
Автор: О. С. Ушакова,
доктор педагогических наук
Цели кружка «Сундучок Речевичок»
• совершенствование речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками;
• Развитие познавательной активности детей, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
• Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
Задачи кружка «Сундучок Речевичок» :
• Расширять словарный запас;
• Совершенствовать грамматическую структуру речи;
• Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;
• Развивать представления об окружающем мире, любознательность;
• Умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками,
• Стремление владеть инициативой в общении.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены такие виды деятельности:
• Логические задачи,
• Прослушивание сказок,
• Пересказ,
• Заучивание стихотворений
• Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи,
• Рассказывание по картине,
• Составление описательных рассказов,
• Дидактические и словесные игры,
• Игры – инсценировки,
В основу программы положены :
• Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.
• Использование мотивации для активизации деятельности детей.
• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
• Система взаимосвязи практических занятий в кружке с другими сторонами воспитательной и образовательной работы.
Критерии отбора детей в кружок «Сундучок Речевичок» :
• Дети с нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата (дислалия,
• «Бедный» словарный запас, односложная речь с преобладанием нераспространенных предложений.
Ожидаемый результат:
• Выявление положительной динамики в развитии речевых способностей детей.
• Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере (дети с удовольствием общаются, стараясь отчетливо произносить слова, согласовывая их в предложении, правильно используют предлоги в речи, умеют: отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок)
Список детей кружка «Сундучок Речевичок».
1. Чеховский Егор
2. Бахтина Рита
3. Бояров Максим
4. Глушан Таня
5. Мелкина Таня 9. Кучинский Д.
6. Юров Егор 10. Пульный П.
7. Ершов Данил
8. Титлов Женя
Тематическое планирование кружка «Сундучок Речевичок».
месяц Название
Занятия
Методическая разработка № цель Методы и приёмы часы
сентябрь «Дружба»
№1 Дать понятие о дружбе, воспитывать дружеские отношения, развивать память, внимание, разговорную речь.
Беседа, игра, просмотр презентации, составление рассказов по теме
1
сентябрь «Какие бывают слова»
№2 Учить определять на слух длинное слово или короткое, развивать память, артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление.
Беседа, просмотр презентации «Крылатые слова и выражения»,заучивание и проговаривание чётко стихотворения.
1
сентябрь «Русские народные сказки»
(«Кот, петух и лиса»)
№3 Учить эмоционально воспринимать сказку, понимать и оценивать характеры героев, рассказывать наиболее понравившиеся эпизоды, развивать память, внимание, речь.
Чтение, беседа по наводящим вопросам, пересказ.
1
сентябрь «Русские народные сказки»
(«Петушок и бобовое зёрнышко»)
№4 Закреплять знания русских народных сказок, учить составлять рассказ, развивать логическое мышление, разговорную речь.
Чтение, беседа по наводящим вопросам, пересказ, работа по карточке (составление рассказа)
1
октябрь «Видим в цвете»
№5 Закреплять знания цветов, развивать воображение, фантазию, артикуляционный аппарат, расширять словарный запас.
Беседа, заучивание стихотворения «Скамейки», разгадывание загадок, рисование.
1
октябрь «Домашние животные»
№6 Закреплять знание домашних животных и их детёнышей, развивать артикуляционный аппарат, память, расширять словарный запас. Рассматривание животных в презентации и их детёнышей, заучивание стихотворения «Удивительная кошка»
1
октябрь «Дикие животные»
№7 Закреплять знание диких животных и их детёнышей, развивать артикуляционный аппарат, память, расширять словарный запас. Рассматривание иллюстраций с изображением животных и их детёнышей, чтение сказки «Заячья избушка», пересказ по ролям.
1
октябрь «При помощи компаса»
№8
№8 Познакомить с понятием слова компас, учить ориентироваться в пространстве, давать различные поручения своим сверстникам, развивать моторику пальцев рук. Беседа, рассматривание картинки с изображением компаса, игра «Закрой глаза и опиши, как выглядит компас», работа по карточке «Пиши так же»
1
ноябрь «Слова со звуком «Ч»»
№9 Учить чётко произносить слова со звуком ч, отгадывать загадки, придумывать свои, расширять и обогащать словарный запас.
Рассматривание картинок, беседа, отгадывание загадок, рисование.
1
ноябрь «Кукольный театр»
№10 Учить детей инсценировать сказку, выразительно и чётко произносить диалог.
Беседа, игра – инсценировка сказки «Три медведя.
1
ноябрь «Слова со звуком
«Р»
№11 Учить чётко произносить слова со звуком р, отгадывать загадки, придумывать свои, расширять и обогащать словарный запас Рассматривание картинок, беседа, отгадывание загадок, лепка предмета с таким звуком.
1
ноябрь «Хлеб на нашем столе»
№12 Учить детей бережно относится к хлебу, активизировать словарный запас, учить понимать и оценивать характеры героев, рассказывать наиболее понравившиеся эпизоды, развивать память, внимание, речь.
Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение р. н. сказки «Лёгкий хлеб», заучивание стихотворения «На столе краюшка хлеба».
1
декабрь «Средства массовой информации»
№13
Познакомить детей с новыми словами,
Развитие игрового взаимодействия детей и продуктивной творческой речи. Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворения «Метель» И. Бунин.
1
декабрь «Голос»
№ 14 Учить образовывать слова разных частей речи, развивать память, воображение и логическое мышление. Словесные игры, заучивание потешки «Снег», разгадывание и придумывание загадок о диких и домашних животных.
1
декабрь «Любимый праздник»
№15 Учить образовывать существительные ед. и мн. Числа муж. и женск. рода с окончанием –ы(-и, (- а) в именительном падеже.
Беседа, работа по карточкам: «Покажи», «Дорисуй ёлке иголки»
декабрь «Зимние забавы»
№16 Учить построению предложений разных синтаксических конструкций, развивать монологическую речь.
Беседа, рассматривание картинок, словесные игры, чтение «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский.
1
январь «Что можно делать с разными предметами?»
№17 Учить подбирать глаголы, обозначающие действия и окончание действий.
Словесные игры, работа по карточке «Раскрась предмет и расскажи, что с ним можно делать»
1
январь «Профессии»
№18 Учить соотносить существительные с глаголом Беседа, игра – инсценировка, работа по карточке «Подбери подходящий предмет».
1
январь «Рассматривание зимних иллюстраций»
№19 Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действия, составлять описательный рассказ из нескольких предложений.
Рассматривание картинок, беседа, словесная игра, составление рассказа, работа по карточке «Дорисуй фигурки»
февраль «Кто живёт в лесу»
№20 Учить образовывать существительные ед. и мн. Числа муж. и женск. рода с окончанием –ы(-и, (- а) в именительном падеже
Беседа, словесная игра «В лесу живёт или живут?», драматизация сказки «Лисичка со скалочкой», проговаривание скороговорки «Белый снег, белый мел»
1
февраль «Посуда»
№21
Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действия, составлять описательный рассказ из нескольких предложений
Рассматривание иллюстраций с изображением посуды, словесная игра «Из такой посуды я…» и «Что можно сварить из названных продуктов?»
1
февраль «Праздник для мальчишек, пап, дедушек»
№22 Закреплять в памяти детей праздники, развивать воображение, словарный запас, артикуляционный аппарат. Беседа о празднике, заучивание стихотворения «Папе»
1
февраль «Хвойные и лиственные деревья»
№23 дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, закреплять знания хвойных и лиственных деревьев.
Рассматривание иллюстраций с деревьями, беседа, словесная игра «Какие бывают иголки», заучивание стихотворения «Лес» С. Погореловский.
1
март «Международный женский день»
№24 Закреплять в памяти детей праздники, развивать воображение, словарный запас, артикуляционный аппарат. Беседа о празднике, заучивание стихотворения, чтение рассказа о маме, пересказ.
1
март «Чтобы не случился пожар»
№25 Учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание, составлять вопросы.
Словесная игра «Кого можно гладить, игра – развлечение по картине «Чтобы не случился пожар»- составление рассказа по сюжетной картинке.
1
март «Планета Земля»
№26 Продолжать знакомить детей с нашей планетой, Учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание, задавать вопросы. Рассматривание плаката с изображением планеты, просмотр презентации «Планета в опасности», беседа, словесная игра «Кто больше назовёт», «Найди предмет, какой опишу».
март «Насекомые»
№27
Познакомить с новыми видами насекомых, учить отгадывать задуманный предмет по описанию, развивать разговорную речь. Беседа, просмотр презентации о вредных и полезных насекомых,
придумывание загадок, составление рассказа по опорной схеме.
1
апрель «Профессии»
№28 Продолжать знакомить детей с различными видами профессий,
Учить составлять небольшой рассказ,
развивать разговорную речь. Беседа, просмотр иллюстраций, презентации «Профессии», составление рассказа о профессии своих родных или на тему «Когда я вырасту…» 1
апрель «Космос»
№29 Продолжать знакомить детей с космосом,
Учить пересказывать небольшой рассказ,
развивать разговорную речь при помощи заучивания стихотворения. Беседа, чтение рассказа «В школе космонавтов»
В. Бороздин, заучивание
стихотворения «Я тоже к звёздам полечу» 1
апрель «Растения»
№30 Познакомить с новыми видами растений, учить отгадывать задуманный предмет по описанию, развивать
разговорную речь. Беседа, просмотр презентации «Ядовитые растения», иллюстраций, чтение описательного рассказа «Малина», краткий пересказ 1
апрель «Прекрасное настроение»
№31 Вовлекать детей в диалог, побуждать высказываться на темы из личного опыта, учить строить предложения разной грамматической конструкции. Беседа «Я люблю когда меня хвалят, не люблю когда ругают», составление предложений о настроении по опорным схемам. 1
май «Викторина по сказкам»
№32 Закреплять знание сказок, учить работать с карточкой Чтение эпизодов из сказок, работа по карточке. 1
май «Дети Маугли»
№ 33 Развивать у детей умение различать вымысел и реальность, понимание могущества природы, значения правил в отношениях с природой. Беседа, чтение рассказа «Волки», рассматривание книги о волках, составление описательного рассказа. 1
итоговое - - - 1
План занятий.
Всего: 34 часа