Елена Николаевна Антоненко
Социальная практика подростков через реализацию дополнительных образовательных программ по парикмахерскому искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Парикмахерское искусство и макияж тесно связаны с человеком, даже неотделимы от него. Прическа – один из элементов мировой и национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: политические и исторические события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные направления и стили, взаимоотношения мужчины и женщины, изменения моды.
Публикация «Социальная практика подростков через реализацию дополнительных образовательных программ по парикмахерскому искусству» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Парикмахер. Знакомство с профессией
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Глядя на прическу, макияж, особенно в сочетании с костюмом можно судить о вкусе человека, творческих способностях, часто о профессии, образе жизни, аккуратности, темпераменте, положению в обществе, достатке. В современном обществе имидж человека играет немаловажную роль.
В рамках социально-педагогической направленности Центра в 2011 году на базе Троицкой школы начали деятельность объединения «Креатив» и «Новый стиль», реализующие экспериментальные программы по парикмахерскому искусству и макияжу. Программы рассчитаны на два года обучения для детей в возрасте 13-17 лет.
Ребята этого возраста еще не знают, как выразить свою индивидуальность. Поэтому в данных программах не ставится задача обучить детей “высокому” парикмахерскому искусству и макияжу, а научить их начальным навыкам мастерства.
Программы направлены на развитие творческого потенциала каждого ребенка, на формирование его личности, помощь в профориентации воспитанника и адаптации в сложном современном обществе и ориентированы на запросы детей, родителей, учителей, социума.
Изучение курса помогает воспитанникам приобрести практические навыки, умение общаться, выразить себя в творчестве, установить гармоничные отношения с собой и миром, развить вкус, сориентироваться в выборе профессии.
Программа по парикмахерскому искусству «Новый стиль» включает в себя разделы, содержащие информацию об истории развития парикмахерского искусства, о болезнях кожи головы и кожных заболеваниях, о строении волос и их свойствах, о средствах по уходу за волосами. На практических занятиях обучающиеся осваивают основы моделирования волос, учатся выполнять разные виды укладок волос, используя специальное оборудование и препараты для фиксирования причёсок. Программа разработана с учётом возраста детей, базы проведения и её оснащённости. То есть, исключены разделы по химической обработке волос (окраска и т. п.).
Экспериментальная программа «Креатив» направлена на обучение основным технологиям макияжа и маникюра. Она знакомит обучающихся с историей развития макияжа, с заболеваниями кожи и ногтей, даёт представления о средствах по уходу за кожей, учит правилам нанесения различных стилей макияжа и технологии выполнения маникюра любого типа (фото 1).
В процессе занятий используются учебно-наглядные пособия: образцы, плакаты, схемы, видеоматериалы.
Формы организации занятий в объединениях – фронтальные, групповые, индивидуальные, широко применяется работа в парах. В своей работе я использую: групповой опрос, практические работы и совместное обсуждение результатов, нетрадиционные занятия (интегрированное занятие с учителями–предметниками Троицкой средней школы, на базе которой ведутся занятия, конкурс причесок, дефиле, театрализованное шоу, посещение салонов красоты) (фото 2).
Индивидуальные формы обучения осуществляются в виде индивидуально выполненной обучающейся укладки, причёски, макияжа, маникюра под руководством педагога или самостоятельно.
Занятия выстраиваются следующим образом : теория парикмахерских работ на основе объяснительно-иллюстративного метода (объяснение в виде лекции, демонстрации видео и последующая сдача теории, затем практика в виде репродуктивного метода обучения по образцу (мастер-класс педагога, совместная со мной стрижка и ее самостоятельное выполнение по образцу). Кроме того применяется частично-поисковый и исследовательский методы.
Результатом такой работы является проведение различного рода исследований. Примером может служить исследовательская работа Курешовой Татьяны «Влияние красителей разных категорий на структуру и свойство волос». С данным исследованием обучающаяся успешно выступила в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги» (фото 3).
В программах предусмотрены часы для проведения итоговых занятий по разделам. Знания и умения контролируются с помощью тестового материала и выполнения контрольных заданий. Итогом обучения является выступление обучающихся объединений в отчётной выставке-концерте «Радуга талантов», проводимого в конце каждого учебного года Центром внешкольной работы (фото 4) и муниципальный конкурс парикмахерского искусства и декоративной косметики «Дебют» (фото 5).
В зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программ в каждом конкретном случае: ускоренный или замедленный курс обучения, личностно-ориентированный подход, углубленное изучение отдельных тем и т п.
В процессе освоения программ обучающиеся, помимо специальных знаний и умений, учатся общаться с “клиентом”, друг с другом, педагогом в соответствии с нормами поведения в обществе, правилами этикета. У детей развиваются моторные навыки, глазомер, образное мышление, художественный вкус, точность движений, навыки ораторского искусства, появляется адекватная самооценка деятельности; развивается трудолюбие, терпение, стремление к красоте, коммуникабельность, уважение к членам коллектива, взаимовыручка, гуманное отношение к людям, формируется возрастающий интерес к профессии парикмахера и визажиста, деятельности объединений, а также проявляется творческая индивидуальность воспитанника.
Начав свою педагогическую деятельность в объединениях, я невольно стала замечать, как молодежь одевается, какие делает прически и как выполняет макияж и сделала вывод, что не все могут правильно создать свой стиль, который во многом влияет и на поведение подростков. Поэтому цель моей работы не только научить правильно держать ножницы, делать прически, маникюр и макияж, а воспитать гармонично развитую личность, способную адаптироваться в современном обществе.
Сейчас я наблюдаю следующее: девочки, которые посещают занятия в объединениях, стали тщательней следить за собой, научились правильно ухаживать за волосами, ногтями, кожей. Согласно своему возрасту стали в меру и грамотно использовать декоративную косметику, с помощью причёски и макияжа научились подчеркивать свои достоинства и скрывать недостатки, выражать свою индивидуальность. В результате мои обучающиеся стали более уверенными в себе, коммуникабельными, изменили стиль поведения, ушла на задний план застенчивость, повысилась самооценка.
Таким образом, личность подростка складывается из взаимообусловленных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, они являются содержанием процесса формирования социальности человека.