Наталья Леонидовна Жуковская
Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции педагога ДОУ
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных компонентов деятельности педагогов. Активная адаптация педагогов к новым моделям деятельности, повышение уровня подготовленности к решению профессиональных задач и совершенствование качества результатов образовательного процесса зависит от непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий для полноценного проживания детьми дошкольного возраста. А так же, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования.
Публикация «Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции педагога ДОУ» размещена в разделах
Возможности и компетентность воспитателя – один из акцентов ФГОС. На основании этих компетентностей выстраивается система подготовки педагогов, так как для реализации образовательных и воспитательных задач, необходим полноценный педагогический процесс, который должны осуществлять компетентные педагоги.
Система взаимосвязанных мероприятий, основанных на научном и педагогическом опыте, нацеливает на повышение качества и эффективность образовательно-воспитательного процесса, обеспечивая профессиональный рост педагогов и развитие их потенциала. В конечном же итоге, на повышение уровня развитости, воспитанности, умения проживать в социуме и сохранение здоровья воспитанников.
Организацию эффективной методической работы в дошкольной образовательной организации обеспечивает старший воспитатель. От его профессионализма зависит качество образовательного процесса в детском саду. Работа старшего воспитателя заключается в методическом сопровождении, обеспечении, отборе и внедрении в практику более эффективных и действенных моделей, методик, технологий развития воспитанников.
Старший воспитатель, организует и проводит аналитическую деятельность состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы, привлекая компетентных педагогов. Выявляет уровень педагогического профессионализма воспитателей. Мотивирует повышения их квалификации, аттестации. Способствует результативности методической работы. Проектировочную деятельность, которая включает в себя прогнозирование стратегических и тактических целей. Процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработку программы развития ДОУ. Особое внимание уделяет проектированию развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов. Совместно с творческой группой планирует инновационную деятельность коллектива, Проектирует методическую работу в ДОУ.
Непосредственно старший воспитатель осуществляет руководство деятельности педагогов в соответствии с образовательной программой ДОУ, годовым планом. Планирует повышение квалификации (педагогов и своей). Выявляет, изучает, обобщает и распространяет инновационный опыт работы педагогов. Осуществляет педагогический контроль, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Способствует построению коммуникативных взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности.
Старший воспитатель помогает развитию профессиональной компетентности каждого педагога в области содержания дошкольного образования, способствует развитию его коммуникативности, а также необходимых для педагога – практических свойств и качеств личности. Повышение педагогического мастерства воспитателя и специалиста детской образовательной организации – является показателем качества образовательного процесса. Высокие результаты педагогической деятельности влияют на формирование и развитие личности каждого воспитанника, что обеспечивает единство образования, воспитания и развития. Если у педагога возникают затруднения, старшему воспитателю необходимо помочь или научить педагога продумывать цели деятельности, ставить задачи реализуемые при проведении того или иного воспитательно-образовательного процесса, определять методические приемы работы с воспитанниками. Необходимо довести до понимания педагогов то, что используемые формы и методы в реализации образовательного процесса могут быть разнообразными. Педагоги должны хорошо знать возрастные, индивидуальные особенности, интегративные качества личности воспитанников.
В современных условиях субъектом методической работы, является сам педагог. Старший воспитатель должен направлять педагога на совершенствование профессиональной деятельности, развивать творческий подход, формировать умение самостоятельно проблемно подходить к собственной деятельности.
Так какие же задачи методической службы можно выделить на новом этапе?
Создать развивающую образовательную среду в ДОУ, которая позволит реализовать достижения нового качества образования обозначенную основной общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО. Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольной организации является методическое обеспечение образовательного процесса. Предметно-пространственная развивающая среда организуется исходя из приоритетного направления деятельности ДОУ (определяются её сущностные характеристики, отбираются продуктивные комплексы сопровождения процесса реализации программ и технологий, планируется работа с семьёй и социумом.
Сформировать коллектив единомышленников: определить миссию ДОУ, закрепить традиции, обозначить контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
Способствовать совершенствованию профессиональных качеств воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
Повысить педагогическое мастерство педагогов можно через привлечение их к участию в конкурсных проектах, методических разработках, в работе методических объединений различного уровня. Поддержать педагогов в выступлениях на семинарах, конференциях. Оказать помощь в организации и проведении мастер-классов, квестов как с воспитанниками, так и с коллегами.
Чтобы отследить уровни профессиональной компетентности педагогов, необходимо создать методическую деятельность на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, создать портфолио каждого педагога, разработать технологические карты по обучающим программам. Результаты мониторинга помогут своевременно и действенно внесения корректировку в организацию методической работы в детском саду. Методический кабинет является творческой лабораторией в ДОУ, где осуществляется непрерывная помощь в организации образовательного процесса, профессионального саморазвития педагогов, разрабатывается стратегия по повышению компетенции родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах обучения и воспитания.
Главной целью старшего воспитателя ДОУ является формирование педагога – мастера своего дела, профессионала с открытой душой и огромной любовью к детям. Развитие профессионализма у педагога, это длительный, непрерывный процесс. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях развития современного ДОУ.