Татьяна Шмелева
Опыты с песком и глиной
▼ Скачать + Заказать документы
«Какими бывают песок и глина»
Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).
Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе. Во время прогулок дети собирают палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево». Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым.
Темочки:
- Глина. Знакомство с глиной
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Опыт 1
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги.
- Легко ли сыплется песок? (Легко) А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.
- Что легче высыпать — песок или глину? (Песок) Потому и говорят, что песок — «сыпучий».
Вывод: Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
Опыт 2
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок).
-Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).
-Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются?
Затем рассмотрим таким же образом комочек глины.
-Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а в глине — слипшиеся, очень мелкие частички) Чем-то глина похожа на пластилин. С помощью лупы дети рассматривают глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце.
-Во что легче его поместить?
Вывод: Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче,потому что песок — рыхлый.
Опыт 4
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок.
- Каким он стал? (Влажным, мокрым)
- А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками) Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок.
-В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину.
Вывод: Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.
Опыт 5
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка.
-Что получается? (Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные) Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать.
-Что произойдет с шариками, когда они высохнут? (Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепким).
-А что можно сделать из влажного песка? (кулич)
- Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого?
Опыт 4
Поставьте перед каждым ребенком емкость с довольно высокими краями и с небольшим количеством песка. Для повышения безопасности исследований можно использовать стеклянную банку с сухим песком, закрытую крышкой с дырочкой, вставив в дырочку резиновый шланг. Песок в емкости (банке) — имитация пустыни. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. На песок в емкости нужно дуть через соломинку для коктейля, в банке — через резиновую трубку, тогда он не будет разлетаться в стороны. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой, но только песчаные. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик.
Творческое задание. Предложите детям рассмотреть картину с изображением песчаной пустыни с барханами и предположить, почему в песчаной пустыне появляются такие холмы. Важно, чтобы дошкольники, вспомнив предыдущий опыт, пришли к выводу, что их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, возникает много разных холмов. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
ОПЫТЫ С КАМНЯМИ.
«Какими бывают камешки»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.
Материалы и оборудование: На каждого ребенка — набор небольших камешков для экспериментирования, разных по цвету, качеству поверхности (гладкие и шероховатые, твердости, форме, один камешек — морской или речной (округлый). Мисочки с водой, в которые ребенок может опустить камешки. Поднос с песком для выкладывания изображений. Образцы больших камней. Ящик ощущений, в котором находятся несколько камней. Кусочки пластилина и пенопласта.
Опыты
Дети определяют, что находится внутри ящика ощущений. Вначале ребенок должен сказать, что он чувствует — какой предмет на ощупь? (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями и т. д.)
Камешки на столах у детей спрятаны под салфетками.
Задание 1. Найти самый большой и самый маленький камешек.
Задание 2. Выбрать самый красивый и объяснить свой выбор.
Задание 3. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом — самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый камень. Это морской камешек. Как дети думают, почему у него нет острых углов? А раньше были? Эти камешки из моря (реки). Вода передвигает камешки, они ударяются друг о друга, все острые углы постепенно исчезают, камешек становится круглым.
Задание 4. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит?
Опыт 1.
В одну руку взять камешек, в другую — пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что — с пластилином. Почему?
Вывод: Камень твердый, тверже пластилина.
Опыт 2.
Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «Твердый, как камень», «Стоит, как каменный»? Можно постучать камешками друг о друга. Что происходит?
Опыт 3.
Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросить камешек в воду, наблюдая, что происходит с водой (образуются круги). Может ли камешек плавать? А кусочек пенопласта? Опускаем пенопласт, сравниваем. Почему пенопласт плавает, а камешек — нет?
Вывод: Камень тяжелее пенопласта.
Опыт 4.
Вынем пенопласт и опустим в миску еще несколько камешков. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими?
Опыт 5.
Сделаем музыкальный инструмент. Положить камни в металлическую банку из-под кофе или чая, плотно ее закрыть и погреметь. Если класть разные камешки, то и звук будет разным (этим можно потом заняться в группе). Как гремит один камешек? Два? И т. п. Выводы: камешки бывают твердыми, они отличаются по цвету, форме; камешки меняют цвет в воде, они тяжелые: тонут в воде.