МААМ-картинки

Опыты с песком и глиной

Татьяна Шмелева
Опыты с песком и глиной

«Какими бывают песок и глина»

Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).

Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе. Во время прогулок дети собирают палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево». Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым.

Опыт 1

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги.

- Легко ли сыплется песок? (Легко) А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

- Что легче высыпать — песок или глину? (Песок) Потому и говорят, что песок — «сыпучий».

Вывод: Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.

Опыт 2

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок).

-Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

-Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются?

Затем рассмотрим таким же образом комочек глины.

-Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а в глине — слипшиеся, очень мелкие частички) Чем-то глина похожа на пластилин. С помощью лупы дети рассматривают глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце.

-Во что легче его поместить?

Вывод: Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче,потому что песок — рыхлый.

Опыт 4

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок.

- Каким он стал? (Влажным, мокрым)

- А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками) Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок.

-В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину.

Вывод: Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 5

Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка.

-Что получается? (Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные) Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать.

-Что произойдет с шариками, когда они высохнут? (Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепким).

-А что можно сделать из влажного песка? (кулич)

- Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого?

Опыт 4

Поставьте перед каждым ребенком емкость с довольно высокими краями и с небольшим количеством песка. Для повышения безопасности исследований можно использовать стеклянную банку с сухим песком, закрытую крышкой с дырочкой, вставив в дырочку резиновый шланг. Песок в емкости (банке) — имитация пустыни. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. На песок в емкости нужно дуть через соломинку для коктейля, в банке — через резиновую трубку, тогда он не будет разлетаться в стороны. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой, но только песчаные. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик.

Творческое задание. Предложите детям рассмотреть картину с изображением песчаной пустыни с барханами и предположить, почему в песчаной пустыне появляются такие холмы. Важно, чтобы дошкольники, вспомнив предыдущий опыт, пришли к выводу, что их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, возникает много разных холмов. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

ОПЫТЫ С КАМНЯМИ.

«Какими бывают камешки»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

Материалы и оборудование: На каждого ребенка — набор небольших камешков для экспериментирования, разных по цвету, качеству поверхности (гладкие и шероховатые, твердости, форме, один камешек — морской или речной (округлый). Мисочки с водой, в которые ребенок может опустить камешки. Поднос с песком для выкладывания изображений. Образцы больших камней. Ящик ощущений, в котором находятся несколько камней. Кусочки пластилина и пенопласта.

Опыты

Дети определяют, что находится внутри ящика ощущений. Вначале ребенок должен сказать, что он чувствует — какой предмет на ощупь? (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями и т. д.)

Камешки на столах у детей спрятаны под салфетками.

Задание 1. Найти самый большой и самый маленький камешек.

Задание 2. Выбрать самый красивый и объяснить свой выбор.

Задание 3. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом — самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый камень. Это морской камешек. Как дети думают, почему у него нет острых углов? А раньше были? Эти камешки из моря (реки). Вода передвигает камешки, они ударяются друг о друга, все острые углы постепенно исчезают, камешек становится круглым.

Задание 4. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит?

Опыт 1.

В одну руку взять камешек, в другую — пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что — с пластилином. Почему?

Вывод: Камень твердый, тверже пластилина.

Опыт 2.

Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «Твердый, как камень», «Стоит, как каменный»? Можно постучать камешками друг о друга. Что происходит?

Опыт 3.

Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросить камешек в воду, наблюдая, что происходит с водой (образуются круги). Может ли камешек плавать? А кусочек пенопласта? Опускаем пенопласт, сравниваем. Почему пенопласт плавает, а камешек — нет?

Вывод: Камень тяжелее пенопласта.

Опыт 4.

Вынем пенопласт и опустим в миску еще несколько камешков. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими?

Опыт 5.

Сделаем музыкальный инструмент. Положить камни в металлическую банку из-под кофе или чая, плотно ее закрыть и погреметь. Если класть разные камешки, то и звук будет разным (этим можно потом заняться в группе). Как гремит один камешек? Два? И т. п. Выводы: камешки бывают твердыми, они отличаются по цвету, форме; камешки меняют цвет в воде, они тяжелые: тонут в воде.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство с глиной и гончарным кругом»Фотоотчет «Знакомство с глиной и гончарным кругом» Вопрос развития творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения был и всегда будет актуальным. Сегодня очень важно действовать.

Картотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возрастаКартотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возраста Глина - это распространённое полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек. Лепка из глины — это не только интереснейшее творческое.

Летние опыты и эксперименты с пескомЛетние опыты и эксперименты с песком Летние опыты и эксперименты с песком Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках мы организовывали различные опыты и эксперименты,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыты с песком и глиной
Опубликовано: 19 июля 2024 в 13:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыты с песком и глиной» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шмелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД