Нелля Угрюмова
«Опытно-экспериментальная работа с детьми раннего возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Период адаптации и социализации к условиям детского сада у каждого ребенка 2-3 лет проходит по-разному. Дети приходят из разных семей, условия для жизни и воспитания в домашних условиях тоже разные. Не все родители достаточно компетентны в вопросах воспитания и развития детей. При тщательном изучении проблемы я выявила, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Присутствие родителей в период адаптации позитивно влияет на контакт с воспитателем, на взаимодействие со сверстниками, на активное участие в совместных играх, на интерес к окружающей обстановке и игрушкам. Из практики взаимодействия с родителями я определила наиболее позитивные стороны, которые можно было увидеть в :
Темочки:
• проявляющемся творчестве и активности в преобразовании предметно-развивающей среды в группе, направленную на укрепление психофизического здоровья малышей и успешную адаптацию.
• создании в группе атмосферы психологического комфорта, обеспечении условий для воспитания и развития ребенка на доступном уровне.
• планировании работы с детьми, ориентируясь на уровень развития и учитывая их возрастные возможности.
• установлении эмоционального контакта и доверительных отношений с детьми и родителями.
• целенаправленной работе над развитием коммуникативных, двигательных и игровых навыков у детей раннего возраста через совместную деятельность взрослого и детей в условиях детского сада.
На совместных игровых занятиях родители имеют возможность увидеть, как ведет себя малыш в новых, неизвестных ему условиях, в новой обстановке, обогатить свое представление о его способностях. В общении с родителями у меня выстраиваются доверительно деловые отношения. Воспитатель и родители, в этом случае - деловые партнеры, собеседники, единомышленники, союзники. Совместные занятия с детьми помогают родителям обогатить свой социально-педагогический опыт по воспитанию своего малыша. Активно вовлеченные родители в жизнь детского сада, опираясь на принципы сотрудничества, взаимопроникновения, взаимопонимания и взаимоподдержки, осознанно включаются в единый процесс воспитания ребенка. Участие родителей в образовательной деятельности способствуют повышению их педагогической компетентности, снижает уровень тревожности у детей раннего возраста. Целенаправленная работа по социализации и адаптации детей способствует ребенку успешно и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада.
Именно эти факторы стали основополагающими при разработке мною цикла занятий по опытно-экспериментальной работе с песком и водой по оптимизации и гармонизации детско-родительских отношений через совместную деятельность. Наблюдения, опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
В групповой комнате я организовала центр песка и воды. Разграничила пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала; для проведения опытов, хранения емкостей из пластика. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны. Весь материал хранится в закрытых контейнерах:
- бутылочки разного размера и цвета
- пробки
- «волшебный мешочек» с крупными предметами;
- разноцветные прищепки и резинки
- камешки
- вата, синтепон
- деревянные катушки
- щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
- «сухие бассейны» – емкости, наполненные шариками, фасолью – для самомассажа кистей;
- мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
- кинетический песок, цветной песок
- пищевые красители и многое др.
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами песка и воды. Также провожу опыты с мыльными пузырями, бумагой, игрушками. Зимой экспериментируем со снегом и льдом, весной – сажаем огород на окне. Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей желание действовать. Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными, любознательными, эмоционально раскрепощенными. У малышей пополняется словарь за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина). Игровые занятия помогают детям быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, и этот интерес я поддерживаю на протяжении всего года пребывания малышей.
Примерное перспективное планирование опытно-экспериментальной работы с детьми раннего возраста на учебный год включает 2-3 занятия в месяц.
Тематика
Сентябрь
1. Постройка из песка домика для зайчика
2. Постройка из камней домика для зайчика
Октябрь
1. Аквариум – дом для рыбок
2. Постройка из камней домика для собачки
Ноябрь
1. Игра с песком «Пирожки для куклы Кати»
2. Наблюдение за водой в фонтанчике
Декабрь
1. Игра-занятие с водой, песком, камнями «Домик для черепашки Агашки»
2. Игра-занятие с водой «Тонет-не тонет»
3. Дидактическая игра «Снежинка в гостях у ребят»
Январь
1. Игра «Великие помощники» (опыт с водой и мылом)
2. Игра «Купание куклы Маши»
3. Игры-опыты со льдом и снегом
Февраль
1. Игра-опыт «Как растения пьют воду»
2. Игра-сказка «Про маленькую капельку»
Март
1. Наблюдение: как веточки пьют водичку
2. Игры с песком «Угощение на мамин праздник»
3. Игры с водой «Уточки плавают»
Апрель
1. Наблюдение за водой в природе
2. Игра-опыт «Пускаем ручейки»
Май
1. Игры в песочнице «Строим башню»
2. Игра-опыт «Разноцветная вода»
Желаю удачи!
Литература:
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград, издательство «Учитель», 2011 год.