Светлана Кобзева
Проект «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей»
Педагогическая находка
На базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Сланцевский детский сад №1 компенсирующего вида» педагоги обеспечивают логопедическую, психолого-педагогическую коррекцию тяжелых нарушений речи детей.
Решение обозначенных образовательными программами ДОУ задач ограничено временными рамками, по причине того, что дети получают коррекционную помощь в течение двух лет, начиная со старшей группы. В данный период педагоги должны организовать работу таким образом, чтобы всесторонне развить психические и физические процессы воспитанников.
Публикация «Проект „Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Мелкая моторика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» в коррекционной работе определяется современной развивающей функцией образования, ориентирующей педагогов на поиск оптимальных путей гармоничного развития ребенка. Проект позволяет реализовать принципы ФГОС; использование игр, вызывающих интерес со стороны детей, позволяет решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, при минимальной затрате времени на их выполнение.
На выбор метода проекта повлияли результаты диагностики и специфика работы в коррекционном учреждении.
Результаты обследования вновь поступивших детей на начало 2016/2017 учебного года показали, что уровень развития познавательных процессов: речи, мышления, памяти, внимания варьируется от среднего до низкого.
Недостаточный уровень развития познавательных процессов говорит о том, что дети испытывают затруднения в различных видах образовательной деятельности. Диагностика индивидуального развития воспитанников по направлению «Художественно – эстетическое развитие» показала следующие результаты уровня овладения необходимыми навыками:
сформировано 0%
частично сформировано 35%
не сформировано 65%.
Так же у детей с ОНР из-за нарушения мелкой пальцевой моторики в игровой, учебной деятельности проявляются неточность движений, сниженная скорость выполнения и переключения с одной позы на другую, недостаточная моторная координация. Результаты мониторинга определения уровня развития мелкой моторики показали следующий результат:
0,6 балла (максимальная оценка 2 балла)
Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу, что необходимо активизировать работу по развитию творческих способностей детей, мелкой моторики и психолого - педагогической коррекции.
Справедливо считается, что главный путь решения этих задач - рациональная организация всего образовательного процесса.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, творчество, умение работать в коллективе. Этот метод я решила использовать для решения коррекционных задач: развития мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук. То есть всех тех качеств, которые способствуют успешному обучению детей в школе. А так же ставила перед собой цель – развитие творческих способностей детей.
В моей группе я реализовала проект «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Этот проект дает возможность на простом материале решать поставленные задачи.
Учитывая этот фактор, я на основе работы с песком создала игры, вызывающие интерес со стороны детей, и позволяющие решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, при минимальной затрате времени на их выполнение.
Данный проект и разработанные к нему игры можно использовать практически для всех лексических тем, изучаемых во время организованной образовательной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Как показала практика, игры с космическим песком не просто интересны детям, они стимулируют их к дальнейшему саморазвитию.
После постановки целей и задач проекта я обсудила план работы с родителями, провела мастер-класс для родителей и для педагогов ДОУ на тему «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Проект «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Тип проекта : творческий; познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Актуальность проекта :
Федеральные государственные образовательные стандарты требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы.
Игры с песком — это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.
Космический песок – необыкновенно приятный материал. В составе космического песка 98% настоящего кварцевого песка и 2 % щепотки магии. А если быть точнее смесь кварцевого песка, силикона с антисептиком, что и придает песку такую пластичность и мягкость. Экологически чистый космический песок совершенно безопасен для детей.
Очень полезны игры с песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, дети успокаиваются, освобождаются от «лишней» энергии, учатся лучше понимать себя, своих близких. Работа с песком дает возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Обогащает кругозор, вызывает интерес к совместной опытно - экспериментальной деятельности.
Цель: развитие творческих способностей детей; сохранение и укрепление психического здоровья через внедрение игр с космическим песком в практику работы.
Задачи:
1. Развивать познавательные способности и коммуникативные навыки детей.
2. Развивать креативность, фантазии и воображение.
3. Развивать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
4. Развивать мелкую моторику рук и речь.
5. Обогащать и активизировать словарь детей.
6. Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся знаний.
2. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
3. Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
4. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок, характерных возрасту.
7. Принцип «от простого к сложному».
8. Принцип системно-организованного подхода.
Все принципы реализации проекта взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Условия реализации.
Условиями реализации являются следующие:
1. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
2. осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
3. создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей.
4. включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Этапы работы над проектом.
Первый этап. Подготовительный.
1. Поиск информации в интернет ресурсах о космическом песке.
2. Начальная диагностика детей по разделу «Художественно-эстетическое развитие» и развитие мелкой моторики рук.
3. Знакомство с песком, его свойствами.
4. Организация предметно-развивающей среды для работы с песком.
5. Создание картотеки игр и игровых упражнений для занятий с песком.
6. Мастер-класс для родителей «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
7. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Второй этап. Основной. Работа с детьми.
1. Знакомство детей с космическим песком, его свойствами;
2. Обучение детей работы с космическим песком.
Работа с детьми представлена следующими формами:
1. Организованная образовательная деятельность с детьми.
2. Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.
3. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Третий этап. Заключительный.
1. Итоговая диагностика детей по разделу «Художественно-эстетическое развитие» и развитие мелкой моторики рук.
2. Презентация работы над проектом для родителей на родительском собрании.
3. Представление проекта на муниципальной ярмарке инновационных педагогических идей.
Предполагаемый результат:
1. Положительная динамика развития детей.
2. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения).
3. Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление.
4. Развитие творческих, познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников.
5. Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей.
6. Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения.
7. Формирование самосознания и адекватной самооценки.
8. Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.
9. Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей.
Обобщение опыта работы по данной теме
Итоги работы по данной теме показали, что реализация проекта «Использование космического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» дала положительные результаты. Подтверждением тому является мониторинг по художественно-эстетическому направлению и развитию мелкой моторики на начало и конец учебного 2016 -2017 года.
Результаты наблюдения за деятельностью детей показывают, что использование данного проекта дает возможность детям применять полученные знания и умения в практическую жизнь. Что позволяет им чувствовать себя успешными в разных сферах.
В связи с этим считаю данный опыт работы одним из способов поддержки инициативы и самостоятельности детей. Считаю целесообразным внедрение данного опыта в практическую деятельность педагогов.