Елена Тюпина
Опытно-экспериментальная деятельность «Сенсорное воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Падунская СОШ»
Дошкольная группа «Солнышко»
Опытно-экспериментальная деятельность
«Сенсорное воспитание детей»
Подготовила: воспитатель
Тюпина Елена Николаевна
Абышево 2014 г.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Сенсорное воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Важный вклад в развитие исследований в этом направлении внес Л. А. Венгер, справедливо считавший, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста
На базе дошкольной группы с воспитанниками 2-3 лет была проведена экспериментальная работа. В неё вошли дидактические игры – занятия на закрепление у детей раннего возраста представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов.
В данную систему дидактических игр были включены игры Л. А. Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до 6 лет, идеи некоторых игр были заимствованы у педагогов в интернете, часть игр авторские.
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление знаний детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактической игры.
Цель: выявить знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.
Задачи: провести диагностический опрос детей раннего в восприятии цвета, формы, величины; - зафиксировать полученные данные в таблицу.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий. Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый, трех разных величин (большой, средний, маленький).
Форма организации: подгрупповая (шесть человек в подгруппе).
Величина
№ ФИ ребенка Большой Средний Маленький
1 Вероника А. + + +
2 Сережа Т. + + +
3 Вова Б. + _ +
4 Артем Т. + _ +
5 Сережа Л. + + +
6 Соня С. + + +
Цвет
№ ФИ ребенка Красный Синий Зеленый Желтый
1 Вероника А. + + + +
2 Сережа Т. + + _ +
3 Вова Б. + _ + +
4 Артем Т. + _ _ +
5 Сережа Л. + + + +
6 Соня С. + + + +
Формы
№ ФИ ребенка Круг Овал Квадрат Прямоуголь-
ник Треугольник
1 Вероника А. + _ + _ +
2 Сережа Т. + + + _ _
3 Вова Б. + _ + _ _
4 Артем Т. + _ + _ _
5 Сережа Л. + + + + +
6 Соня С. + _ + + +
Вывод: исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний : 50 % детей раннего возраста испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.
В одном случае дидактическая игра может выступать своеобразной игровой формой занятия и проводиться организованно в часы занятий, в другом случае дидактическая игра широко используется в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней различных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, соревнования, распределения ролей и т. д. Положительный результат следует ожидать при условии планомерности их проведения, соблюдая последовательность от простого к сложному. С детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей подгруппой, которые приводят к тому, что детям становится скучно.
В течение 2 месяцев раз в неделю проводились дидактические игры по сенсорному воспитанию с подгруппой детей. Протекали они организованно во 2 половине дня, в непосредственное время, а также и в групповой деятельности.
Перечень дидактических игр: Домино «Светофор», «Прищепки и скрепки», «Спрячь Колобка», «Подбери по цвету», «У кого какое платье», «Цветик – семицветик», «Кому какая форма», «Пуговицы», «Муравьи»
«Три медведя», «Мальчики», «Матрешки»,
«Подбери фигуру», Лото «Цвет и форма».
Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы.
Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью детей раннего возраста.
Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.
Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета :
Домино «Светофор»
Дидактическая задача:
Закрепить умение детей узнавать и называть цвета, формировать объяснительную речь, воспитывать аккуратность и точность в соединение деталей.
Дидактическая игра «Прищепки и скрепки»
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-149917-1426321050.jpg[/IMG]
Дидактическая задача: творческое мышление.
«Подбери по цвету»
Дидактическая задача: закрепить у детей раннего возраста представления о цвете, научить классифицировать предметы по цвету.
«У кого какое платье»
Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать цвета.
Дидактическая игра «Цветик – семицветик»
Дидактическая задача: закрепить у детей представления о цвете, развивать мелкую моторику рук.
Система дидактических игр на воспитание восприятия формы :
«Подбери фигуру»
Дидактическая задача: закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
«Кому какая форма»
Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).
Дидактическая игра «Пуговицы»
Дидактическая задача: закрепить представления детей о геометрических фигурах и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма, развивать моторику рук.
«Спрячь Колобка»
закрепить представления детей о геометрических фигурах, развивать умение группировать предметы по форме.
Система дидактических игр на воспитание восприятия величины :
«Муравьи»
Дидактическая задача: закрепить умение различать цвета и размеры.
«Три медведя»
Дидактическая задача: учить различать цвет и величину (маленький, средний, большой).
«Мальчики»
Дидактическая задача: развивать представления: высокий, низкий.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
Для повышения уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы, закрепились знания детей посредством системы дидактических игр проведенных во время их использования.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент.
Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников участвующих в эксперименте.
Цель: выявить закрепление знаний детей участвующих в эксперименте, сравнить полученные данные с умениями и знаниями детей участвующих в эксперименте три месяца назад.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий. Приемы: сенсорное обследование с наглядным объяснением.
Оборудование: набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).
Величина
№ ФИ ребенка Большой Средний Маленький
1 Вероника А. + + +
2 Сережа Т. + + +
3 Вова Б. + + +
4 Артем Т. + _ +
5 Сережа Л. + + +
6 Соня С. + + +
Цвет
№ ФИ ребенка Красный Синий Зеленый Желтый
1 Вероника А. + + + +
2 Сережа Т. + + _ +
3 Вова Б. + + + +
4 Артем Т. + _ + +
5 Сережа Л. + + + +
6 Соня С. + + + +
Формы
№ ФИ ребенка Круг Овал Квадрат Прямоуголь-
ник Треугольник
1 Вероника А. + + + + +
2 Сережа Т. + + + + _
3 Вова Б. + + + _ +
4 Артем Т. + _ + + +
5 Сережа Л. + + + + +
6 Соня С. + + + + +
Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем два месяца назад.
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития детей.
На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей раннего возраста от постоянства проведения на занятиях и вне дидактических игр.
Дидактические игры повышают сенсорную культуру детей раннего возраста и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.