Веретенникова Елена Борисовна
Опытно-экспериментальная деятельность «Загадки красавицы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность «Загадки красавицы весны»
Задачи:
- закрепить у детей представления о первых изменениях в неживой природе весной;
- систематизировать и расширять представления о свойствах воды;
- развивать наблюдательность, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, делать выводы на основе практического опыта.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель. К нам в детский сад пришла телеграмма (мнемотаблица «Ранняя весна»)
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Загадки красавицы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что зашифровано в этом письме? [См. Приложение №1]
Условные обозначения:
1 – март, первый месяц весны;
2 – солнце не только светит, но уже и греет;
3 – с крыш свисают и тают сосульки;
4 – появляются первые проталинки;
5 – распускаются цветы вербы;
6 – птицы поют песни;
7 – воробьи купаются в лужах;
8 – звери просыпаются после зимней спячки;
9 – повсюду текут ручьи.
Воспитатель. Теперь отгадайте загадки о весне.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад.
Заглянул к нам месяц… (Март)
(Ответы детей.)
Один костёр
Весь мир согревает. (Солнце)
(Ответы детей.)
Вот пушистые серёжки
Спят на ветках у дорожки.
Хочет вырасти до неба
Худенькая ива… (Верба)
(Ответы детей.)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд.
Кто его нам назовёт? (Медведь)
(Ответы детей.)
Зимняя сосулька плачет,
Длинный нос от солнца прячет.
Ну а с носа целый день –
Кап-кап-кап – звенит… (Капель)
(Ответы детей.)
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
(Ответы детей.)
Мост – как синее стекло.
Скользко, весело, светло! (Лёд)
(Ответы детей.)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
(Ответы детей.)
Воспитатель. Отгадав правильно последнюю загадку, вы узнаете. С каким веществом мы будем проводить сегодня опыты.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
(Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, какие осадки бывают весной?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, очень часто идёт дождь. Давайте проведём опыт.
Опыт «Искусство дождя»
Материал и оборудование: лист бумаги с пятнами краски, пульверизатор.
Последовательность работы: на лист бумаги с пятнами краски с помощью пульверизатора брызгаем водой.
Результат: краска на листе бумаги потечёт. Это происходит потому, что вода смывает слои краски. Лист бумаги намокает.
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, какие картинки нарисовал нам «дождь».
(Дети рассматривают растёкшиеся пятна на листке бумаги.)
Воспитатель. Какие знакомые предметы вы увидели в этих пятнах на листе?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, вы любите весной пускать кораблики в лужах? Давайте возьмём лодочки, которые мы с вами вчера приготовили для следующего опыта.
(Дети берут каждый свой кораблик.)
Воспитатель. Посмотрите, нам весна оставила две баночки. Как вы думаете, что в них? Как узнать?
(Дети предлагают варианты.)
Воспитатель. Молодцы! Давайте понюхаем, чем пахнет?
(Предположения детей.)
Воспитатель. Правильно! Это жидкое мыло. Пахнет цветами. Будем пускать лодки с мыльным двигателем!
Опыт «Лодка с мыльным двигателем»
Материал и оборудование: таз, вода, треугольные лодочки из картона, жидкое мыло.
Последовательность работы:
- наполните тазик с водой;
- когда вода в тазике успокоится, положите свои лодочки в угол тазика, острым углом по направлению к центру;
- намочите палец жидким мылом (делать это подальше от тазика) и опустите в воду за лодкой.
(Дети выполняют.)
Результат: лодочка начинает двигаться к противоположному краю тазика. Это произошло потому, что вначале лодочка стояла неподвижно, так как поверхностное натяжение воды держало её со всех сторон с одинаковой силой. Мыло уменьшило натяжение за лодочкой, и она стала двигаться в сторону, где сила натяжения сильнее.
Воспитатель. Весна – самое красивое время года, распускаются первые цветы. Какие весенние цветы вы знаете?
( Ответы детей: подснежники, ландыши, мать-и-мачеха, тюльпаны, мимоза и др.)
Воспитатель. Давайте посмотрим, как распускаются первые цветы.
Опыт «Распустившийся подснежник»
Материал и оборудование: заранее нарисованные, раскрашенные и вырезанные из бумаги звезды, тарелки с водой.
Последовательность работы:
- возьмите звезду, загните лепестки внутрь по пунктирным линиям;
- положите бумажный цветок в тарелку с водой.
(Дети выполняют.)
Результат: цветок постепенно раскроется. Это происходит потому, что вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются. И цветок «распускается».
Итог
Воспитатель. Ребята, какие свойства воды вы сегодня узнали.
(Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы! Правильно! Вода текучая, растворяет краску, образует на своей поверхности натяжение, которое может удерживать лёгкие предметы; вода может проникать в самые маленькие пространства предметов, смачивая их.
Давайте нарисуем результаты опытов. Вам понадобятся карандаши и листы бумаги.
(Дети выполняют рисунки.)