марина королева
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. А. Сухомлинский
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Убедительная просьба к родителям обращать внимание к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.
В дошкольном возрасте ребёнку интересно всё, поэтому задача родителей –развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания. Наблюдения на прогулке, чтение, игра позволяют создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Несложные опыты и эксперименты можно организовывать и дома. Просто нужно желание, немного фантазии и научных знаний. Но главное, конечно – это безопасность вас и вашего ребёнка!
Наблюдая с ребёнком за таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека, изготовьте вертушки, бабочек, птичек, веера из бумаги и поиграйте в игру «Откуда ветер дует?», прочитайте и обсудите такие произведения, как отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», С. Я. Маршака «Детская английская песенка», Л. Квитко «Ветер» и др.
Можно понаблюдать за изменениями деревьев в разное время года, а затем запечатлеть это в рисунке, лепке или аппликации, сделать поделку из природного или бросового материала, а также провести разъяснительную беседу: «Как вести себя в лесу», «Почему нельзя играть с огнём?», «Почему человек должен беречь окружающую природу» и т. д.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, где во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра часто перерастает в реальное творчество. Очень хорошо если родители придают большое значение игровым технологиям и не упускают шанса поиграть с ребёнком. Я создала картотеку с играми: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку», «Найди пару», «Из чего делается посуда», «Умные машины» и др. Данный материал родители могут успешно использовать и дома. Также можно использовать и словесные игры : «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?», «Когда это бывает?», «Кто, где живет», «Похож – не похож» и др. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; Каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Кому нужна вода? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Настольные игры обязательно должны быть в каждом доме: «Целое – часть», «Танграм», «Магазин игрушек», «Домино», «Лото», «Составь слово», пазлы, лего, конструкторы и др. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Все игры развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
И, конечно, замечательно, если в семье организуются походы в лес по карте и с компасом или разворачивается сюжетно - ролевая игра дома со всеми членами семьи, например: «Путешествие в страну подземного царства». При этом составляется план, кто - то чертит карту и шьёт костюмы, распределяются роли. Играть можно несколько дней и азарт можно поддерживать новыми идеями.
Экспериментирование связано с коммуникацией. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опытов, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Во время ознакомления со свойствами воды прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка»; при экспериментировании со звуками прочитайте стихотворение С. Пшеничных «Ночной лес» и спойте песню Е. Попляновой «Я слова найду везде». Например, выходя с детьми на прогулку загадайте загадки, прочтите стихи: «Если я сорву цветок», «Чисто, чисто во дворе», «Тучка спряталась за лес», «Посмотрите, посмотрите, протянулись с неба нити» и др.
Развивайте связную речь у детей, составляйте рассказы об увиденном. При проведении опытов и экспериментов, беседуйте, спорьте, обсуждайте и обменивайтесь впечатлениями.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В старшем возрасте особое внимание должно уделяться измерению и сравнению, т. к. дети переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет понять относительность числа, его зависимость от избранной меры. Использую игры: «Кроссворд», «Отгадай сказку», «Наведи порядок», «Сбор яблок», «Часы» и др.
Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, особенно вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Уважаемые родители, я создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести в домашних условиях. (Приложение) Например, «Лёд - вода», «Твёрдое – жидкое» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике, «Разный характер у яиц». Почему одно вращается хорошо (варёное, а другое плохо (сырое, «Два апельсина» (апельсин в кожуре не тонет, а без кожуры утонул. Почему? В кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за счет их, как на «надувной подушке»).
Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Дружба красок», «Сделай радугу», «Тонет – не тонет», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Загадочная бумага», «Волшебные лучи», «Растения пьют воду», «Коробка с секретом», «Птицы и нефть» и другие.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.