МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развитие речевой активности детей дошкольного возраста

Ганич Наталья Владимировна
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развитие речевой активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Слайд 1

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развитие речевой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

Слайд 2

Развитию речи в детском саду в настоящее время уделяется большое внимание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Все это отражено в образовательной области «Речевое развитие».

Слайд 3

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи

Мы можем сделать вывод, что развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Слайд 4

Виды деятельности :

• Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

• Познавательное занятие с элементами эксперимента;

• Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

• Долгосрочные наблюдения эксперименты.

Слайд 5

Для опытно-экспериментально деятельности в группе оборудован центр экспериментирования, который соответствует следующим требованиям: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения.

В центре представлены различные материалы для исследования:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветная пленка, сито и др.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления.

Слайд 6

Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности условно разделили на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

• Учить детей видеть проблему;

• Формировать умения выдвигать гипотезы;

• Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе предлагаем детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов мира, проводить эксперименты. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало».

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения используем такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т. е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес к проведению исследований.

Слайд 7

Девиз о связи опытно-экспериментальной деятельности с развитием речи : «Я больше слышу, больше вижу, больше чувствую. Я хочу рассказать».

Мастер – класс

Сегодня мы хотим пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы должны отгадать:

Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы должны отгадать:

Вы знаете, девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу (Золушка.)

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но, чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий.

Я думаю, мы поможем Золушке?

Опыт№ 1 Золушка хотела помыть мандарины к завтраку

«Спасательный жилет».

Проведение: один мандарин положите в миску с водой. Посмотрит, что с ним произойдет. Очистите второй мандарин и положите его в воду. Что вы видите?

Расскажите что у вас получилось. Сделайте выводы.

Опыт № 2 «Засохшие цветы»

Проведение: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные стиплером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой.

Объясните почему лепестки "раскрываются".

Вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним?

После того как Золушка спасла цветы она решила написать письмо Фее, но у неё куда-то делись чернила.

Опыт №3 «Куда делись чернила?».

Проведение: в пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Что у вас получилось объясните.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, речевые способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развитие речевой активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 10:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развитие речевой активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ганич Наталья Владимировна (УИ 56727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД