Ганич Наталья Владимировна
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развитие речевой активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Слайд 1
Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развитие речевой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.
Слайд 2
Развитию речи в детском саду в настоящее время уделяется большое внимание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Все это отражено в образовательной области «Речевое развитие».
Слайд 3
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи
Мы можем сделать вывод, что развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.
Слайд 4
Виды деятельности :
• Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
• Познавательное занятие с элементами эксперимента;
• Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
• Долгосрочные наблюдения эксперименты.
Слайд 5
Для опытно-экспериментально деятельности в группе оборудован центр экспериментирования, который соответствует следующим требованиям: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения.
В центре представлены различные материалы для исследования:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветная пленка, сито и др.
Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления.
Слайд 6
Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности условно разделили на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:
• Учить детей видеть проблему;
• Формировать умения выдвигать гипотезы;
• Совершенствовать умения задавать вопросы.
На этом этапе предлагаем детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов мира, проводить эксперименты. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало».
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения используем такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».
Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т. е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес к проведению исследований.
Слайд 7
Девиз о связи опытно-экспериментальной деятельности с развитием речи : «Я больше слышу, больше вижу, больше чувствую. Я хочу рассказать».
Мастер – класс
Сегодня мы хотим пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы должны отгадать:
Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы должны отгадать:
Вы знаете, девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу (Золушка.)
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но, чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий.
Я думаю, мы поможем Золушке?
Опыт№ 1 Золушка хотела помыть мандарины к завтраку
«Спасательный жилет».
Проведение: один мандарин положите в миску с водой. Посмотрит, что с ним произойдет. Очистите второй мандарин и положите его в воду. Что вы видите?
Расскажите что у вас получилось. Сделайте выводы.
Опыт № 2 «Засохшие цветы»
Проведение: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные стиплером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой.
Объясните почему лепестки "раскрываются".
Вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним?
После того как Золушка спасла цветы она решила написать письмо Фее, но у неё куда-то делись чернила.
Опыт №3 «Куда делись чернила?».
Проведение: в пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Что у вас получилось объясните.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, речевые способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.