Наталья Соколова
Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 «Сказка»
ПРОЕКТ
Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой.
Воспитатель подготовительной группы:
Соколова Наталья Владимировна
Нижний Новгород, 2016г
Актуальность темы.
Чтобы дети росли наблюдательными, и им было интересно познавать окружающий мир в дошкольном возрасте, нужно проводить с ними весёлые и познавательные опыты, которые помогут найти ответы на все интересующие вопросы. Экспериментируя, дети увидят множество интересных явлений, откроют для себя новый яркий мир и поймут некоторые его законы. Эти увлекательные занятия заложат основу хорошей научной практики. Экспериментальная деятельность стимулирует воображение и дух исследования, учит детей наблюдать и фиксировать то, что они видят, слышат, осязают. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира, поэтому я считаю данную проблему актуальной.
Цель проекта:
Углубление представлений детей о значимости воды.
Задачи проекта:
• Показать необходимость воды для всего живого (для человека, животных и растений);
• Принимать активное участие в проведении опытов с водой;
• Развитие познавательных способностей детей : умение наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
• Систематизация знаний об окружающем мире.
• Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
• Расширение представлений о действительности.
• Активизировать словарь детей;
• Привлекать родителей к совместной поисково-опытной деятельности с детьми в домашних условиях;
• Формировать бережное отношение к воде.
Участники проекта:
Дети 6-7 лет (подготовительная группа).
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта - 2 недели.
Прогнозируемый результат.
Дети получат знания о воде, ее роли в жизни человека, использовании человеком, ее влиянии на растительный и животный мир. Смогут рассказывать о воде, ее свойствах, роли воды в жизни человека, растений и животных. Будут принимать участие в проведении опытов с водой. Научатся задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Научатся проводить совместные опыты с водой в домашних условиях с родителями. Будет сформировано желание экономно относиться к воде, как источнику всего живого.
Планируемые результаты развития детей :
• проявляют любознательность, интерес к изучению природных явлений;
• могут вступать в диалог о воде;
• знают и называют реки своего края;
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
- Проявление самостоятельности и творческой активности.
- Развитие связной речи, обогащение словаря.
Воспитатели:
- Разработка конспектов НОД, досугов, консультаций и т. д.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
- Освоение инновационных технологий по воспитанию дошкольников.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ;
- Активное участие в конкурсах, выставках рисунков.
Реализация проекта:
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний, умений, навыков.
2) Пополнение предметно – развивающей среды.
3) составление перспективного плана работы по воспитанию дошкольников.
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников.
3) разработка конспектов занятий, консультаций.
4) изготовление практического материала.
5) пополнение развивающей среды.
6) выставки детских работ, семейных коллекций.
7) сбор и оформление наглядного материала.
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей.
2) оформление материалов.
3) итоговое мероприятие «В лаборатории воды»
3) выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете. Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу данного проекта.
Обеспечение проекта:
- Мини-лаборатория для экспериментальной деятельности;
- консультативные уголки для родителей по воспитанию дошкольника;
- коллажи;
-картины;
-альбомы, иллюстрации;
-методическая, художественная литература;
- уголок юного художника.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
План реализации проекта
• Разнообразные опыты с водой в мини-лаборатории.
• Беседы с детьми: «Что ты знаешь о воде?», «Зачем мы поливаем комнатные растения?», «Правила поведения на воде» и т. д.
• Речевое развитие:
– Заучивание стихов о воде.
• Уход за комнатными растениями в уголке природы.
• Речевое общение детей происходит во всех видах деятельности и в разных ее формах (на занятиях и вне занятий, с групповой детей, подгруппами и индивидуально).
• Познавательное развитие.
• Чтение рассказов и сказок о воде с показом иллюстраций.
• Работа в творческой мастерской.
- Изготовление фотоальбома с изображением рек, морей океанов и озер.
– Коллаж «Чтобы быть здоровым надо…»
• Прослушивание детских песен о воде.
• Сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Химчистка»; строительные игры «Постройка бассейна».
Содержание проекта должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления и развития детей (далее - образовательные области) :
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Реализация проекта выражена в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний у детей 6-7лет.
Цель: Определить уровень знаний.
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии.
Методы: Беседа, опыты, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, иллюстрацию и ответить на вопросы.
1. Что ты знаешь о воде?
2. Какие свойства у воды?
3. Роль воды в жизни человека?
4. Зачем мы поливаем растения?
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла) Ребенок без особого труда связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Средний уровень (2 балла) Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл) Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М. : «Изд. Скрипторий 2003», 2010.
2. Дыбина О. В., и др. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. О. В. Дыбиной. – 2 – е изд., испр. – М. :ТЦ Сфера, 2013.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.
5. Попова О. В. Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа) : учебно – методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.
6. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 6- 7 лет. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2014.