Маша КИМ
Экспериментирование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в старшей группе
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности, и возможность самому достичь желаемого цвета на занятии. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Публикация «Экспериментирование в старшей группе» размещена в разделах
Развитие способностей детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности. В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что — то новое, они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. д. ; но опасность таких исследований заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством взрослого, а затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов вносятся в пространственно — предметную среду для самостоятельного воспроизведения ребёнком, если это безопасно для его здоровья.
В связи с этим эксперимент в дошкольном учреждении обязан отвечать следующим условиям:
1. Простота конструкции, простота приборов и правил обращения с ними.
2. Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
3. Показ только существенных сторон явления или процесса.
4. Отчётливая видимость изучаемого явления,
5. Возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.
Наш детский сад располагает необходимым оборудованием, для проведения эксперимента. В процессе экспериментирования ребё нку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю?», «Почему так, а не иначе?», «Что хочу узнать?», «Что получить в результате?».
Усвоение системы научных понятий позволит ребёнку научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Какую же экспериментальную деятельность нужно проводить в старшем дошкольном возрасте?
Наименование экспериментов.
1. измерение
В данном разделе необходимо познакомить детей с измерительными приборами, созданными человеком, как средства познания мира, установления отношений человека с окружающим миром: линейка, измерительная лента, весы (стрелочные и пружинные, мерный сосуд, термометр (для измерения температуры тела, воды, воздуха, познакомить детей с понятием время, развивать способность пользоваться измерительными приборами (узнавать длину, ширину, размер, вес температуру и т. д.).
2. Земля и ее место в солнечной системе.
В данном разделе необходимо познакомить детей с моделью Солнечной системы, местом планеты Земля в ней, вращением Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Способствовать установлению ребёнком зависимости наступления утра, дня, вечера и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу, а также смены времён года.
3. Вещество.
Необходимо познакомить детей с веществом тремя основными состояниями веществ: твёрдое, жидкое и газообразное.
4. Движение.
В данном разделе необходимо познакомить детей с разнообразными видами движения: человек и животные идут, бегу, скачут, вертят головой; машины, самолёты, механизмы перемещаются в различных пространствах; планеты и спутники вращаются в космосе. Создать условия для установления ребёнком связи движения и действия на предмет тянущих или толкающих сил.
5. Свет, цвет.
В данном разделе необходимо познакомить детей со светом, как одной из форм энергии, со светящимися предметами: лампочка, телевизор, свеча, Солнце и др; отражением света, с различными видами зеркальных поверхностей, преломлением света и увеличением изображения, сформировать представления о принципе разложения белого света на составляющие цвета, появлении уникального природного явления — радуги.
6. Звук, слух.
В данном разделе необходимо познакомить детей с источниками звука и способами восприятия звуков человеком и животными.