Нина Лабудина
Опытно-исследовательский проект «Неизвестное в известном»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выяснить, что в морковном и свекольном соке есть красящие вещества, которые можно использовать в быту.
Задачи:
• привлечь родителей к проведению опытов дома;
• выбрать растительный природный материал для создания красителей в домашних условиях;
• извлечь красящее вещество из моркови и свёклы;
• использовать естественные красители для окрашивания хлопчатобумажной ткани;
• сделать аппликацию из окрашенной ткани.
Объект исследования:
Природное растительное сырье, которое можно использовать для создания природных красителей в домашних условиях - морковь и свёкла.
Публикация «Опытно-исследовательский проект „Неизвестное в известном“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Хлопчатобумажные ткани, окрашенные разными растительными красителями.
Предмет исследования: красящие вещества.
Материал: свёкла, морковь, тёрка, тарелочки, белые лоскуты ткани, бинт, прищепки,резиновые перчатки, фартук.
Проблемная ситуация: Алеся не может понять, почему её белая футболка, испачканная свёклой, не отстиралась.
Гипотеза: допустим, в моркови и свёкле есть красящие вещества, значит их соком можно окрашивать ткань, что будет натурально, ярко и красиво. Так ли это?
Ожидаемые результаты: Алеся увидит своими глазами свойства красящих веществ, которые находятся в овощах.
Актуальность
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде занятий, но и в форме игры или опытов. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии. Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу. Так мы и сделали!
Подготовительный этап.
Обсудили проблемную ситуацию в семье.
Снабдили необходимой литературой родителей.
Основной этап.
Натёрли свёклу и морковь в разную посуду, т. к. Алеся ещё мала, это сделали сами родители.
А вот теперь пришло время для Алеси. Она с удовольствием выжимает сок из свёклы, а затем из моркови.
Красящее вещество готово, можно приступать к окрашиванию тканей.
Заключительный этап.
Высушенная ткань осталась яркой.
Что же из неё сделать? И Алеся предложила цветок.
IV. Заключение
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
В начале исследования предположили, что в моркови и свёкле есть красящие вещества, значит их соком можно окрашивать ткань. После проведённого опыта Алеся сделала вывод, что ткань действительно окрашивается соком овощей и получается яркой.
У природных красителей не существует соперников по создаваемому ими богатству оттенков и полутонов. Растительные пигменты дают такие глубокие и мягкие цвета, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Ткани, окрашенные такими красителями, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья и их можно использовать в аппликации.
Вывод: цель проекта достигнута.
Используемая литература: Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников», О. В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем», Н. В. Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».