Иваницкая Галина
Опыт социализации личности ребенка-дошкольника во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность преобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способным к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
По мнению многих ученых (Л. И Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Публикация «Опыт социализации личности ребенка-дошкольника во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Под влиянием других людей личность: развивается и совершенствуется, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за своё поведение, действия и поступки определенную ответственность.
Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил, норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Существуют определённые факторы, которые влияют на воспитание и развитие ребенка - так называемые институты социализации.
В первую очередь это - семья, в которой ребенок приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию и общению.
В детском саду ребенок постепенно усваивает, каким образом познать окружающий и социальный мир, как организовать свой быт, каких моральных ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Всё это помогает ребенку стать частью социума.
Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка - дошкольника. Для того чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьёй ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во время полноценного развития ребенка.
Семья и детский сад взаимодополняют друг друга, так как не в коей мере, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоео познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере (В. Г. Маралов).
Мы в нашем дошкольном учреждении, используем новую современную психолого - педагогическую философию, и видим в этом существенные преимущества:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь, ведет к повышению эффективности и педагогического процесс;
- родители самостоятельно выбирают и формируют уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
- взаимосвязь педагога-психолога с семьей в целях социально-личностного развития детей. Это знакомство с семьей, взаимопонимание, построенное на психологии доверия (встречи, анкетирования);
- сотрудничество, т. е. общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
- взаимодействие, как способ организации совместной деятельности, на основе социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения, помогающий строить совместный педагогический процесс на основе доверия друг другу.
В дни открытых дверей происходит активное включение родителей в образовательный процесс, в различные мероприятия с детьми: театр, игровая деятельность, тематические посиделки, образовательная деятельность, уроки "кулинарных шедевров",литературные и музыкальные гостиные и др.
Систематически проходят в детском саду полезные встречи двух поколений: ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Вооружённых сил - представителей из семей наших воспитанников. На таких встречах дети учатся ценить традиции народа, у них воспитывается уважение к боевому прошлому и настоящему Родины.
Очень важен вопрос воспитания у детей трудолюбия, т. к. социальная жизнь неразрывно связана с трудом в разных её сферах. В детском саду проходят трудовые десанты, где дети вместе с родителями трудятся на благо общества, людей, и процветание родного детского сада; в гостевые дни родители знакомят детей со своими профессиями, показывая значимость труда в жизни и обществе.
В детском саду обобщается и распространяется интересный опыт социально-личностного воспитания детей в семьях. Это проходит в разнообразных формах: через персональные тематические выставки, создание буклетов, выступления на заседаниях клуба и родительских собраниях, отражение опыта в материалах папок-передвижек, семейных газетах и др.
Чтобы быть компетентными в различных вопросах воспитания и развития детей, помощниками детям дома в основании тех или иных навыков, которые пригодятся в дальнейшей школьной и социальной жизни, ответственные родители посещают, проводимые педагогами мастер-классы, участвуют в работе студий, кружков.
Всё это даёт ощутимые результаты социализации наших воспитанников. Но самая лучшая оценка социально-личностной готовности наших детей к вхождению в большую жизнь - их успешность в школе и спокойная адаптация в новой социальной среде.
Литература
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2003.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ / М., 2005.
3. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Метод. рук для работников дошкольных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. М., 2002.
4. Кон И. С. Ребенок и общество. - М. : Знание, 1991. - с. 6-9.
5. Мудрик А. В. Социализация в смутное время.
6. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1995. - ; - №4 - С. 66-70.