Володина Мария
Волонтерская деятельность «Добрые сердца» как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Публикация «Волонтерская деятельность „Добрые сердца“ как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Наша задача, как педагогов, не дать иссякнуть в детях маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Они рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников. Они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим». Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
В нашем ДОУ педагоги старших и подготовительных групп реализуют технологию эффективной социализации «Волонтерское движение «Добрые сердца».
Цель волонтерского движения в ДОУ: развить волонтерское движение в ДОУ.
Задачи волонтерского движения в ДОУ:
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;
- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у детей не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Реализуемая технология «Волонтерское движение» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги учат старших дошкольников помогать малышам, играть с ними, делать подарки; заботиться о братьях наших меньших; помогать пожилым людям; охранять окружающую среду и т. п. с этой целью дети участвуют в запланированных акциях: «Помоги пойти учиться», «Дари добро», «Помоги зимующим птицам», «Подари малышу книжку», «Субботник «Зеленая весна», «Ветеран живет рядом».
Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
В ноябре в нашем ДОУ проходила акция «Подари малышу книжку». Воспитанники старших и подготовительных групп делали вместе с педагогами книжки-малышки для детей младших групп.
Воспитанники подготовительной группы «Светлячок» начали с создания заготовок «книжек-малышек»:
…затем дети раскрашивали нарисованных персонажей сказок «Теремок», «Колобок», «Курочка-ряба», «Репка»:
…украшали книжки, вырезали и клеили персонажей сказок:
…такие «книжки-малышки» получились:
Пошли в гости к малышам в группу «Жар-птица», чтобы подарить книжки:
…малыши с радостью встретили старших товарищей и с удовольствием приняли от них подарки:
…маленькие волонтеры не только подарили книжки, но и с удовольствием рассказывали малышам сказки, показывая картинки:
После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, они вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включится в волонтерское движение.