Златина Кулькова
Опыт работы Технологии развития словотворчества в процессе формирования речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы Технологии развития словотворчества в процессе формирования речи дошкольника
Речь – сложная и специально организованная деятельность, которая является регулятором человеческого поведения. Речь принимает участие в мыслительных процессах и овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве. В дошкольном детстве наступает самый благоприятный период для развития у детей всех сторон и функций речи.
Публикация «Опыт работы Технологии развития словотворчества в процессе формирования речи дошкольника» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Словотворчество является одной из сторон развития детской речи, так как появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребенком в дошкольном возрасте, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи детей. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку успешно освоить родную речь с помощью конструирования новых слов. Проблема детского словотворчества является актуальной всегда, так как представляет интерес для методики развития детской речи.
Наблюдения за детьми помогли мне определиться с направлением в работе. Тема, которая меня как педагога заинтересовала «Технологии развития словотворчества в процессе развития речи дошкольника», позволила поставить перед собой цель и реализовать ее в своей педагогической деятельности. Работа, направленная на использование технологий развития словотворчества, послужила для выполнения поставленных задач:
- создание условий, способствующих успешному внедрению технологий;
- исследование единицы словотворчества, полученные экспериментальным путем и определение их степени сходства и различия у разных детей;
- разработка методических пособий и материала к применению таких технологий на практике;
- оказание консультативной помощи родителям по развитию словотворчества. В своей работе с детьми я использовала несколько технологий развития словотворчества : - методика обучения детей составлению метафор;
- методика обучения детей составлению сравнений;
- методика составления рифмованных текстов «лимерик»;
- методика обучения детей составлению загадок.
Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Работа с использованием технологии обучения составлению метафор сводится к тому, чтобы научить детей делать сложные сравнения, уметь раскрывать смысл метафор и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Работа по построению метафор направлена на работу с подгруппой одаренных детей. Основная цель моя как педагога, создать условия для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений проходит уже с трехлетнего возраста, распространяется на всех детей посещающих дошкольное учреждение. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. Если в младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры, то в старшем возрасте дается детям больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. В этом возрасте необходимо научить детей самостоятельно сделать сравнения по заданному признаку, а метод повтора закрепить фразу предложенных новых слов. На первый взгляд фраза, произнесенная мной как педагогом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Метод составления рифмованных текстов «лимерик», благоприятствует развитию у детей способности чувствовать художественную выразительность слова. Использование такой методики позволяет мне развить у детей способности к рифмованию текста новых слов. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа
формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Данная методика используется с одаренными детьми, то есть она актуальна для проведения, как в подгрупповой работе с детьми, так и в индивидуальной. Для развития словесного творчества одаренных детей использую лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов раскрыли в детях способность рассуждать.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показали, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, как бы на уровне само собой, путем перебора вариантов. А техника работы с загадкой, только путем ее составления позволяет развивать умственные способности ребенка в процессе ее составления. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста использую три основных модели составления загадок. Обучение проходит в определенной последовательности. Использование с детьми творческих заданий, игр позволили успешного развития у детей выразительности речи.
В результате проделанной работы, хочу выделить, что процесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольного возраста, без отклонений в развитии.
Ребенок в своем словотворчестве опирается на уже известные слова, используя их как стереотипы. Также данная технология подтверждает, что механизмы словотворчества достаточно универсальны. Предложенная технология позволяет сделать процесс словотворчества более легким, эффективным к усвоению и продуктивным в процессе формирования речи у дошкольника.
Список использованной литературы
1. Ушакова, Т. Н. О причинах детского словотворчества/Т. Н. Ушакова// Вопросы психологии. - 1970. - № 6.
2. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1984.
3. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. 2001г
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/А. Н. Гвоздев. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
5. Лурия, А. Р. Язык и сознание/А. Р. Лурия. – Ростов н/Д. : «Феникс», 1998.
6. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов/Е. О. Смирнова М. :ВЛАДОС, 2003.