Татьяна Лапшенкова
Обобщенный опыт работы «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА.
Раннее детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это самоценный период, обладающий богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладываются в раннем детстве.
Публикация «Обобщенный опыт работы „Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Интонация или знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций. Ласковый, добрый, чудесный мир фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный и неповторимый язык народного музыкально-поэтического творчества для выражения своей заботы, ласки, нежности. Нельзя забывать нашу национальную культуру, наши обычаи, праздники, обряды, так как это бесценная сокровищница знаний нашего прошлого. А русская народная песня всегда была, есть и будет душой народа!
«. Ах, песня, русская, родная
Тебя пою не уставая,
С тобою горе — не беда
Ты будешь в радость мне всегда.»
Н. А. Сахарова
На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы:
профессиональное образование;
работа в качестве музыкального руководителя в различных ДОУ в течение 15 лет;
личное желание и интерес;
методическая литература:
Е. А. Атипина «Музыкальные праздники в детском саду», Москва 2003;
Т. В. Антонова, М. Б. Зацепина «Народные праздники в детском саду», Москва, Мозаика — Синтез, 2006;
И. Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3 — 5 лет», Москва, Айрис — Пресс, 2009;
А. И. Буренина, Т. Н. Сауко «Топ — хлоп, малыши», Москва, 2001;
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ рождения до школы», Москва, Мозаика — Синтез, 2015;
И. В. Груздова, Е. К. Лютова, Е. В. Никитина «На встречу музыке : музыкальные игры и занятия для детей», Ростов-на Дону, Феникс, 2011;
Г. Н. Гришкина, Л. Л. Короткова, В. М. Петров ««Весенние, летние, осенние и зимние праздники, игры и забавы», Москва, Айрис — Пресс, 2007;
М. А. Давыдова «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников», Москва, ВАКО, 2007;
М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва, Мозаика — Синтез, 2005;
А. Н. Зимина, Л. И. Мнельникова «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Москва 2000;
Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», Москва, Просвещение 1982;
М. Ю. Картушина «Забавы для малышей», Москва, 2010;
М. Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких», Москва, 2010;
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» Санкт-Петербург, невская нота, 2010;
Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», Москва, 2006;
А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», Москва, 2002;
Т. Э. Тютюнникова «Сундучок с бирюльками», Москва, 2009;
Н. А. Щербакова «От музыки к движению и речи», Москва 2001;
накопление практического и теоретического материала по теме опыта;
эффективность проводимой непосредственно образовательной деятельности с детьми в повседневной жизни.
Поставив пред собой задачу, развивать эмоциональную отзывчивость у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора, я хорошо понимала, что это будет первое и фундаментальное знакомство с важной частью духовной культуры русского народа. Я начала работу с подбора литературы по русскому фольклору. Затем систематизировала фольклорный материал с учетом сложности и доступности. Занятия по русскому фольклору провожу без какого-либо отбора, с полной группой или по подгруппам, в зависимости от поставленной задачи.
Окружающая среда является одним из основных средств в развитии личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому, в своей работе я стараюсь учитывать индивидуальные, социально-психологические особенности ребенка, эмоционально-личное развитие и творческие способности детей.
Этапы работы над проблемой формирования эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста средствами музыкального фольклора :
1. Подготовительный этап — изучение методической литературы,
изучение психологических особенностей детей раннего возраста,
подбор музыкального репертуара в соответствии с
возрастом,организация предметно-развивающей среды.
2. Практический этап — проведение бесед о жанрах русского
фольклора, знакомство с ними в игровой или сказочной форме, пении песен,
прослушивание в записи хорового пения, звучания народных инструментов, игра
на музыкальных инструментах, определение музыкальных инструментов на слух.
3. Обобщающий этап — проведение диагностики, работа по
результатам, разработка индивидуального образовательного
маршрута по результатам диагностики (индивидуальная работа,
показательные выступления с русским детским фольклором на
утренниках, подбор материала для дальнейшей работы, проведение
консультаций для педагогов, распространение опыта работы
внутри учреждения, оформление наглядного материала.
Содержание фольклорных занятий включает в себя:
беседы о народных праздниках;
знакомство с народными обычаями, обрядами, традициями;
народные песни, игры, хороводы, игры-драматизации;
введение элементов русского фольклора в другие занятия;
знакомство с народными инструментами.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.
Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема, ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать события со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Музыкальное искусство, а в особенности русский фольклор, играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Занятия русским детским фольклором не вводят детей в мир прекрасного, но развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают умение поставить себя на место другого, или радоваться, веселиться, грустить и тревожиться вместе с ними.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
Интонация или знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.
Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации. И именно ритм и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы — это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
В течении многих веков прибаутки, приговорки, потешки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Знакомство детей с русским народным фольклором развивает у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. У детей в общении с фольклором развивается речь, формируются нравственный привычки, обогащаются знания о природе, воспитывается доброе и бережное отношение к ней.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию попевки, заклички, частушки легко запоминаются детьми и с удовольствием используются на праздниках, в повседневной жизни, в играх. Они забавляют ребенка, создают радостное, бодрое настроение, и вместе с тем, обучают навыкам поведения. На современном этапе развития общества одним из актуальных и злободневных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к всестороннему развитию личности ребенка, связывается возможность обновления и качественного улучшения системы образования и воспитания детей. Наряду с поиском новых моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с детьми, позволяет разнообразить процесс воспитания путем нахождения новых форм развития и творческой инициативы детей.
Знакомство с музыкальным фольклором при соблюдении традиций предполагает много-вариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший. Фольклор для малышей — народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша — без лукавства и фальши.
Поэтому значительное место в практики воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами музыкального фольклора.
Эмоции — важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сенситивные, в которых дети наилучшем образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые три года жизни.
В своем опыте я использую элементы авторских программ Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой «Детский музыкальный фольклор», И. Б. Зацепиной «Музыкальное воспитание в детском саду», А. И Бурениной «Топ — хлоп, малыши», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки».
Тем самым решаются следующие противоречия: между необходимостью использования в развитии детей раннего возраста музыкального фольклора и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения; между низкой эмоциональной активностью воспитанников и необходимостью глубокого усвоения фольклорного материала.
Адресная направленность
Данный опыт работы может быть использован всеми музыкальными руководителями, воспитателями в дошкольных учреждениях. А так же родителями, с целью приобщения детей к народной музыке.
Новизна опыта заключается в том, что мною разработана система занятий по ознакомлению детей с народным фольклором, систематизирован материал для развития эмоциональной отзывчивости у детей 2 и 3 г. ж. средствами музыкального фольклора.
Трудоемкость опыта заключается в систематизации, подборе материала соответственно возраста детей, в разработке конспектов проведения занятий, праздников, изготовление дидактического материала (игр, а так же опыт работы требует большого личностного и профессионального роста.
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА
Тема: формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
Цель: развитие эмоциональности у детей раннего возраста через музыкальный фольклор.
Задачи: сформировать эмоциональный отклик на русскую народную музыку, воспитать определенный музыкальный опыт, совершенствовать речь, развивать первичные вокализации, певческие интонации, двигательную активность.
«Красоту, чистоту мы у старших берем.
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем».
В. Высоцкий.
Одна из ценностей дошкольного возраста — повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами музыкального фольклора позволяет выстраивать процесс обучения и реализовывать эмоциональный компонент образования.
Образование — сложная педагогическая категория. Успех образования детей раннего возраста определяется не только информированностью (знаниями, умениями, навыками, но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях.
На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.
Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значительна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней. Так как процесс развития эмоциональной отзывчивости должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей, я начала работу с проведения анализа возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей в раннем возрасте.
Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выстроился процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора на основе сочетания базовой программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» и элементами авторских программ И. Б. Зацепиной «Музыкальное воспитание в детском саду», А. И Бурениной «Топ — хлоп, малыши», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки».
Осмысливая эти программы, я адаптировала их соответственно условиям ДР и особенностям детей, а так же своего творческого видения проблемы эмоциональной отзывчивости детей на музыку. И представила материал в виде перспективного планирования фольклорных произведений по видам музыкальной деятельности.
Формирование репертуара — одна из основных сторон деятельности музыкального руководителя и фундаментом для его построения служат различные программы: И. Б. Зацепиной «Музыкальное воспитание в детском саду», А. И Бурениной «Топ — хлоп, малыши», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», предоставляют широкий простор для творчества, самореализации и являются стимулом в поиске нового — мелодий, песен, игр.
В рамках темы налажено сотрудничество с воспитателями, намечена совместная деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости у детей.
Крайне важно иметь адекватные возрасту методы обследования, четко выверенные критерии оценок, позволяющие определить начальный уровень эмоционального развития на музыку и его перспективы. С этой целью были отобраны критерии оценок эмоциональной отзывчивости на музыкальную деятельность, за основу которых взяты программные требования и возрастные показатели.
Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, я активно развивала восприятие музыки, используя такие народные произведения как веселые плясовые («Ах, вы, сени», «Камаринская» и другие) и колыбельные (мелодии спокойного характера). Предлагая в контрасте эти произведения, я побуждала детей к проявлению эмоций через плясовые движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера (укачивание, жесты, мимические действия глазами).
Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций детей 2 и 3 г. ж., но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной.
Возрастная особенность малышей раннего возраста заключается в подражании действиям взрослого, и это обязательно необходимо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, характера, я научила детей простейшим танцевальным, образным движениям:
на 2-м г. ж. - кружение на месте, помахивания руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, «фонарики», качание с ноги на ногу;
на 3-м г. ж. - «пружинка», притопы одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и другие.
Развивая музыкально-сенсорные способности детей, я обратилась к народным музыкальным инструментам — бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучание бубна — колокольчика, барабана — дудочки. Так же, совершенствовался динамический слух: тихо — громко, звуковысотный слух: высоко — низко.
Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходила в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности :
во время музыкальных занятий;
интегрированных занятий (по плану воспитателя);
в процессе организации музыкальных развлечений, праздников;
в индивидуальной работе с детьми;
во время режимных моментов: на зарядке, во время умывания - «Водичка, умой мое личико», «Ладушки — ладошки», следуя традициям, заведенным в доме ребенка — регулярно происходило пение колыбельных при укладывании детей на сон - «Как на горке, на горе», «Крепко спит петушок», «Спать не хочет мишка», «Танечка, баю, бай-бай» и другие в исполнении взрослых, пред обедом проведение хороводных игр - «Заинька», «Петушок, золотой гребешок», «Платочек», «Бубен» и другие.
Все это благотворно влияло на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
И везде воспитатель — помощник и опора музыкального руководителя.
Выводы:
Проанализировав весь материл, я считаю проделанную работу результативной :
разработан комплект методического обеспечения по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора по направлениям : дети, воспитатели.
Согласованны действия музыкального руководителя и воспитателей в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора.
Отмечена положительная динамика развития детей раннего возраста (приложение).
Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития каждого ребенка:
активный эмоциональный отклик на музыку,
определенный музыкальный опыт,
первичные вокализации, певческие интонации,
совершенствуется речь,
развивается двигательная активность.
Специально организованное общение способствует структурированию эмоционального мира малыша, а специально созданные условия — появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Ценны те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает события со всем деталями и нюансами.
Таким образом, я считаю необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорный формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.