МААМ-картинки

Опыт работы «Самостоятельная музыкально-художественная деятельность: условия, организация, технологии игрового сотворчества»

Надежда Парилова
Опыт работы «Самостоятельная музыкально-художественная деятельность: условия, организация, технологии игрового сотворчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1. Предоставляю вашему вниманию опыт работы по теме : «Самостоятельная музыкально-художественная деятельность : условия, организация, технологии игрового сотворчества».

Слайд 2. В настоящее время проблемы развития детских способностей приобретают все большее значение. Возникает потребность в разработке новых стандартов образования.

Публикация «Опыт работы „Самостоятельная музыкально-художественная деятельность: условия, организация, технологии игрового сотворчества“» размещена в разделах

Слайд 3. Усилия педагогов нашего учреждения направлены на формирование гармонично развитых детей максимально реализующих свой потенциал в самостоятельной музыкальной деятельности. Источником возникновения детского музыцирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, хором и индивидуально, то дети сами смогут по своему желанию петь без поддержки фортепиано. Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Но если они научились напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Слайд 4. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы.

Слайд 5. Подбирают простые мелодии на металлофоне и других музыкальных инструментах.

Слайд 6. Другим источником СМД детей являются праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка.

Слайд 7-8. Помимо занятий, С. М. Д. возникает у детей на утренниках, в роли сказочных героев.

Слайд 9. На примере нашего дет. сада после новогоднего утренника о поросенке Фунтике дети взяли гармошки и изображали дядюшку Фокуса. Выводили мелодию и пританцовывали.

Слайд 10. Совместные просмотры мультфильмов во второй половине дня, в нашем детском саду, приносят детям эмоциональное наслаждение, вызывает бурю эмоций. Моя задача нацелить детей не только на просмотр, но и на слушание музыки. Ребята с удовольствие смотрят выступления воспитанников детских садов. Например, на конкурсе «Солнышко в ладошке». Узнают знакомые песни и тут же их поют.

Слайд 11-12. СМД требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок, он помещается в наиболее отдаленном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольный музыкально-дидактических игр и различный самоделок – нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д., которые сделаны совместно с родителями.

Слайд 13. Роль музыкального руководителя.

Я стараюсь участвовать в развитие самостоятельной деятельности детей. Разучиваю необходимый репертуар различных видов музыкальной деятельности.

Помогаю воспитателю повысить качество пения, танца, игры на инструментов. Пишу план о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя в самостоятельной деятельности. Подсказываю организацию зон в группе, а также необходимые действия наблюдения за детьми. Также консультирую воспитателя, даю необходимые советы, оказываю практическую помощь в руководстве С. М. Д. дошкольников. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей в С,М,Д.

Роль воспитателя в самостоятельной музыкально-художественной деятельности детей.

Косвенное руководство воспитателя.

Самостоятельно-музыкально игровая деятельность возникает по инициативе детей, но она педагогически обусловлена и требует косвенного руководства со стороны воспитателя. Педагог создает в группе поисковую ситуацию располагающую детей к активной деятельности (неожиданно заменяет игрушки, вносит новые, изменяет структуру предметно-пространственной среды, побуждает к играм, обогащает опыт детей новыми художественными впечатлениями, регулирует протекание самостоятельной деятельности (озадачивает детей неожиданной информацией, включается сам в игровые действия). Воспитатель должен интересоваться каково музыкальное окружение ребенка в семье. В семье дети часто слушают радио, смотрят телепередачи, что так же обогащает их музыкальное впечатление.

Слайд 14. Связь с семьей.

Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимает в этом участие получает художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими с ребятами, воспитателем, выражает свое отношение к увиденному в играх. Кроме того, художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для проявления самостоятельной творческой деятельности. В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива.

Слайд 15. Формы организации СМД детей очень разнообразные. Важным моментом в организации и развитии смд детей становится овладение переноса музыкальных впечатлений, умений и навыков в новые условия. Решение этой задачи происходит в определенных формах. От действий по показу педагогу к непреднамеренным действиям и далее к импровизации, творчеству. Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, поддержать его стремление выполнять их. Подобрать нужные способы и решения.

Слайд 16. Дети повторяют не только знакомые игры, песни и танцы, но и отдельно их элементы. Действия детей носит характер упражнений, они учат друг друга выполнять шаг польки, петь мелодию песни, показывают, как надо спеть, или станцевать. Игра – следующая форма организации СМД. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка, литературный текст, помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Музыкально-дидактические игры привлекают детей взаимодействовать с игрушками и пособиями. Переставляя игрушку «по ступенькам» дети осваивают направления движения мелодии. СМД дошкольников отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Слайд 17. Технологии игрового сотворчества в самостоятельной музыкально-художественной деятельности детей.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен, для развития С. М. Д. детей. Развитие у каждого ребенка этих способностей, должно быть постоянно в поле зрения воспитателя и муз. руководителя. Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми.

Музыкальное восприятие-это начальная ступень музыкально-художественной деятельности.

Слайд18. Слушание музыки можно разделить на четыре этапа:

1. Привлечение детского внимания к слушанию;

2. Повторное слушание с музыкальным анализом, разбором впечатлений;

3. Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;

4. Создание условий для выражений ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

Дети, так же как и взрослые-ценители музыкального искусства. Общаясь с музыкой, они большим интересом и удовольствием следят за превращением музыкальных звуков : в пейзаж, настроение или же в образ животного, игрушки или сказочного героя.

Слайд 19. На музыкальных занятиях у старших дошкольников я дала для слушания произведения П. И. Чайковского «Баба-Яга». Для большей наглядности воспитатель внесла театральную куклу Бабы-Яги. Послушав это произведение, дети очень эмоционально откликнулись на музыку. Что бы развивать у детей самостоятельность мышления я задавала им следующие вопросы: «О чем рассказала музыка? Везде ли музыка звучала одинаково? О чем думали? Какова музыка по характеру? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чем думали?

Когда дети затрудняются ответить на вопрос, я привлекаю внимание на игрушку: «Яга такая хитрая, отвернулась от нас, она думает, что мы о музыке ничего не знаем, а мы подумаем и все расскажем».

Для определения характера произведения они применяли такие эпитеты, как – злая, сердитая. Но чтобы обогатить язык детей, внести в их лексикон больше эпитетов мы играли в игру «Красочные эпитеты». Эта игра понравилась детям и обогатила их словарный запас. Затем я предложила еще раз прослушать произведение, но объяснила, что мне хочется посмотреть, какую Б-Я увидел каждый из вас. Покажите её мимикой и жестами. Передайте, какая она бывает? Дети с удовольствием это показали. Я отметила, какие интересные образы Б-Я дети передали: «Я увидела Б-Я злую, хитрую, суровую, грозную».

Воспитатель предложила детям успокоить Б-Я и сочинить ей колыбельную песенку на слог «баю». Начало попевки поет воспитатель, а продолжает сочинять музыку ребенок. Эта техника самостоятельного творчества относится к вокальной импровизации.

Слайд 20.«Яга ничего не поняла, потянулась, спать легла». Б-Я уснула, как же нам ее разбудить? Дети выбирают способы решения самостоятельно. Предлагают разбудить с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен). В лесу у Б-Я живут разные зверушки, не пришлось ли вам встречать музыкальных ежиков? Таких, которые играют на барабане.

С барабаном ходит ежик – бум, бум, бум

Целый день играет ежик – бум, бум, бум

С барабаном за плечами – бум, бум, бум

Ежик в сад забрел случайно –бум, бум, бум

Очень яблоки любил он – бум, бум, бум

Барабан в саду забыл он – бум, бум, бум

Ночью яблоки срывались –бум, бум, бум

И об землю ударялись – бум, бум, бум.

А Яга как встрепенулась – бум, бум, бум

Закричала и проснулась – бум, бум, бум.

-Какие слова все время повторяются в стихах? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум –бум-бум» будем ударять в барабан.

А теперь поиграем по-другому. Обращаю внимание детей, что звук падающих яблок не похож на удар барабана. Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками или бубном.

Игра повторяется с музыкальным оформлением.

- Молодцы! А теперь посмотрим на этого ежика (показ игрушки)

На другом занятии я предложила детям вспомнить пьесу Чайковского «Баба-Яга», разобрать ее музыкальное содержание.

Обращаясь к ним с четкими вопросами: «Каков характер музыки? Как звучала музыка – быстро или медленно?»

Не все дети смогли ответить на поставленные вопросы. Пришлось им помочь: «Артем внимательно на меня смотрит, он, конечно, знает, что характер музыки бодрый» или «Сонечка стесняется ответить, а ведь знает, что музыка звучит быстро».

Подобная методика вызывает у ребенка доверительное отношение к педагогу, тем самым стимулирует его самостоятельную деятельность. У детей возникает стремление проявить свои интересы вне занятий.

Объяснила детям, что не только Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу-Ягу в своих муз. сказках. Русский композитор Лядов написал небольшую пьесу для оркестра. А у композитора Мусорского в его «картинках с выставки» есть пьеса, которая называется «избушка на курьях ножках», я предложила детям послушать эти произведения и сравнить их с пьесой Чайковского. Мы прочитали отрывок из «Народных русских сказок» Афанасьева. Разобрали содержание этих пьес и выяснили, что из 3-х пьес (Чайковского, Лядова и Мусорского). У Мусорского Баба-Яга – Очень страшная, а в пьесах Чайковского и Лядова можно найти черты юмора. В дальнейшем раскрывая образ Бабы-Яги я объяснила, что Баба-Яга бывает разная, даже добрая.

Слайд 21. В чем они сами убедились, когда познакомились с Бабой-Ягой и домовенком Кузей на утреннике посвященному «дню Советской Армии». На протяжении времени я возвращалась к образу Бабы-Яги. Дети играли в игру «Бабка Ежка», пели про нее песню, слушали, как поет она сама, танцевали под ее песню современный танец.

Слайд 22. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, чтоб муз образ Бабы Яги был доступным, любимым и близким. Воспитатель в группе беседовала с детьми, продолжала раскрывать этот образ. У детей возникало желание слушать муз. произведение многократно. Мы наблюдали, как дети брали куклу Бабы Яги и пытались с ней играть. Наряжались сами в Бабу Ягу, причем делали это мальчики, они пытались напугать девочек. Воспитатель наблюдала, как дети рисовали Бабу Ягу.

Слайд 23. Тогда она предложила выразить детям свои музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности. Все дети изобразили Б-Я, причем рисовали они её темными красками, они отражали в рисунках эмоции и чувства возникшие при прослушивание музыки. Тогда воспитатель предложила детям снова послушать музыкальное произведение, она задала детям вопрос: «что вам хочется делать после того, как прозвучала музыка?». Ребята взяли рисунки и стали с ними прыгать как Б-Я.

Слайд 24. На другой день дети продолжили раскрывать образ Б-Я при помощи пластики, элементов танцевальных движений. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определенные комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

Слайд 25. Дети подкрепили свою эмоциональную отзывчивость на прослушанное произведение, посетив на базе Детского сада студию «Сюрприз». В совместной работе с хореографом мы используем современный танцевальный материал, который содержит элементы неожиданного, увлекательного. Чтобы интерес у детей способствовал созданию обучения, а также развитию музыкальных творческих способностей. Ведь именно интерес, удивления, ведет за собой процесс понимания и воображения. В течении месяца я наблюдала за детьми и сделала вывод, что у детей возникла эмоциональное отзывчивость на музыку.

Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществить С. М.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Организация этнографического музея в дошкольном учреждении» Опыт работы «Организация этнографического музея в дошкольном учреждении» Опыт работы Козионовой Елены Алексеевны Руководитель музея МАДОУ №54 г. Кушва.

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Опыт работы Августовские мероприятия «ФГОС ОО — основа достижения новых результатов образования»Представление опыта работы по реализации регионального.

Конспект музыкально-игрового занятия в младшей группе «На весенней полянке» (из опыта работы). Программное содержание : • Упражнять детей в выполнении ходьбы на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в ходьбе и беге врассыпную,.

Консультация для воспитателей. Самостоятельная художественная деятельность ребенка Самостоятельная художественная деятельность – реально существующая сторона жизни ребенка. Наша задача – показать такую самостоятельную деятельность,.

Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). 1. Актуальность На шестом году жизни дети достигают.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Опыт работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации» Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Важность театрализованной деятельности.

Опыт работы «Современные технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (2 часть). 3.2 Работа с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов,.

Опыт работы Технологии развития словотворчества в процессе формирования речи дошкольника Речь – сложная и специально организованная деятельность, которая является регулятором человеческого поведения. Речь принимает участие в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Самостоятельная музыкально-художественная деятельность: условия, организация, технологии игрового сотворчества»
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 17:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Самостоятельная музыкально-художественная деятельность: условия, организация, технологии игрового сотворчества»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Парилова (УИ 969256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД