катанаева наталья
Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательной самостоятельности и инициативности.
Успешная социализация дошкольника не может осуществиться без развития таких качеств личности как инициативность и самостоятельность
Показателями самостоятельности старшего дошкольника в педагогике выступают:
• стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослых,
• умение поставить цель деятельности,
Публикация «Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
• осуществить элементарное планирование,
• реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели,
• способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Авторы примерной образовательной программы «От Рождения до школы», по которой работает наш детский сад, определяют самостоятельность как совокупность качеств: инициативность, автономия и ответственность, определяя инициативность как составную часть самостоятельности, а развитие детской самостоятельности как важнейший образовательный ориентир.
По моему мнению, развитие детской самостоятельности связано с организацией условий в двух направлениях :
1. создание условий для развития самостоятельности через правильно организованную предметно-пространственную среду, а именно: (подкрепляется картинками)
• создание уголков активности, где ребенок находит себе занятие по своему желанию,
• постоянное обновление материалов в уголках в зависимости от и образовательных задач, и интересов и пожеланий детей,
• побор алгоритмов действий для самостоятельного осуществления выбранной ребенком деятельности:
рисование – схемы рисования предметов, животных, птиц, образцы рисования сюжетных картин, пейзажей,
лепка – алгоритмы лепки различных объектов,
раскраски, по декоративно - прикладному искусству с образцами,
схемы по созданию построек из конструктора различного характера – деревянного, пластмассового, мозаики, счетных палочек,
развивающие игры со схемами;
• разнообразие материалов (средств) для познания в уголках активности – разные виды конструктора в уголке конструирования, развивающие игры «Сложи узор», «Квадрат Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Танграм», счетные палочки, развивающие игры на усвоение геометрических фигур, цифр, сложения, вычитания в уголке математики, развивающие игры на ознакомление и усвоение букв, буквы из различных материалов, уголок изо – листы разного формата, различные средства выражения полученного опыта – краски, мелки и т. д; центр пдд – макет перекресток, лото, домино, настольно – печатные игры.
• Воспитание ответственности через беседы и совместный ремонт испорченных игр
2. Организация образовательной деятельности на основе деятельного подхода, где ребенок познает мир, делая и творя, а именно является субъектом образовательной деятельности, он при участии педагога ставит цель, планирует, организует, проводит и оценивает свою деятельность.
Для организации образовательной деятельности, таким образом, используются такие технологии как:
Метод проектов
Самостоятельная исследовательская деятельность
Детское экспериментирование
Проблемное обучение
Технология программы сообщество
Развивающее обучение
В организации совместной деятельности с детьми созданию условия для проявления познавательной активности ребенка.
Каким же образом это возможно сделать?
- Создание педагогом проблемной ситуации (помочь, спасти, выручить из беды, подсказать и т. д.)
- Использование разнообразных форм и методов организации
совместной деятельности: беседа, чтение, рассказ, проблемная ситуация, рассматривание, ситуация морального выбора, поручения, дежурства, просмотр и анализ мультфильмов, театрализованное действие, чтение наизусть, отгадывание загадок, разучивание стихотворения, словесные игры на прогулке и в режимные моменты, наблюдение на участке и в группе, ознакомление и разучивание пословиц и поговорок, дидактические игры.
- Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми; (дети задают вопросы о предстоящей деятельности, в ответ предлагаю варианты деятельности)
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности; (осуществляется за счет разнообразия средств деятельности и актуальности темы обсуждения).
- Стимулирование детей к высказываниям,
- использованию различных материалов, способов выполнения заданий;(листы разных размеров цветов, средств в творческой деятельности, приготовление нескольких образцов по теме нод)
- Оценивание не только конечного результата, но процесса деятельности ребенка;
- Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.
- Использование икт в совместной деятельности с детьми (развивающие мультфильмы, презентации.) Понимание необходимости организации НОД с обязательным использованием икт, поскольку современные старшие дошкольники увлечены компьютерными играми и задача педагога - использовать это для решения образовательных задач.