Арина Дубинина
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Составила: воспитатель
Дубинина Арина Мурадовна
Апрель
2024
Актуальность.
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.
Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. В наше время существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной.
В процессе детского экспериментирования дети познают мир через собственные ощущения. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети учатся выдвигать гипотезы, строить предположения, формулировать выводы. Что помогает в обогащении и развитии речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Проведя наблюдения в группе, можно сказать, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. В связи с этим мною был сделан выбор о необходимости проведения работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Так как экспериментирование – это один из самых эффективных способов, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель : развивать любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
• создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
• формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
• обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
• обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Для этого в группе был разработан перспективный план кружка «Познавайка».
Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями создается предметно-развивающая среда
прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, формы для изготовления льда, трубочки,
растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
бросовый материал
бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
природный материал: (камешки,, ракушки, шишки, семена и т. п.)
При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования
(получить новые полезные знания, умения и навыки).
В условиях детского сада я стараюсь использовать только элементарные опыты и эксперименты.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
постановка проблемы;
поиск путей решения проблемы;
проверка предположений;
обсуждение увиденных полученных результатов;
формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию использую чтение с детьми научно-познавательной литературы о различных природных явлениях, стихи, рассказы, сказки, потешки, загадки.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
Дети активно участвуют в предложенных опытах и экспериментах, во время которых выясняем, что вода – жидкость, она льётся, разливается, капает. Вода не имеет формы, у неё нет запаха и вкуса, она бесцветная. Но чтобы всё это узнать, мы должны были познакомиться с водой.
Кроме того мы выяснили, что не все вещества растворяются в воде, а ещё воду можно окрасить. Дети любят экспериментировать с водой и с удовольствием проводят испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала.
Также проводились опыты с воздухом, отражение в зеркале, с бумагой. (слайды)
На основании проведенной работы могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Работа с воспитателями : Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте. Научно обоснуйте его. (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы)
Делятся на 2 группы.
Задания:
1 группа
2 группа. Предложить мандарин, лук, чеснок, пакет.
Старший возраст : «Есть ли у воздуха запах?» (проводит воспитатель старшей группы)
Опыт «Воздух не имеет запаха»
Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.
Вывод: чистый воздух не имеет собственного запаха, но может передавать запахи.
Предложить газету/бумагу «Сопротивление воздуха»
Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.
Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.