Папки-передвижки

Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

Анна Попова
Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Приобщение дошкольников к истокам наодной культуры»

Если ребенок родился и рос

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Если эту заповедь предков в душе сбережет,

То радость и счастье с собой принесет.

Введение:

Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к истокам народной культуры“» размещена в разделах

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Основным условием музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Выбранная мной тема в настоящее время очень актуальна. В наше время очень остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Анализ:

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

• Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.

• Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ детский сад №88 «Чебурашка» традиционной народной культурой.

• Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).

• Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.

Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие в:

рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников и в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей.

• недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

• выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;

• определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;

• включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

Цель:

• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной

народной культуре.

Задачи:

• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;

• Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;

В ходе работы использую следующие методы:

• Анализ методической литературы;

• Индивидуальные занятия;

• Наблюдения;

• Анализ продуктов детской деятельности.

Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:

• Напряжение в пении:

• Неправильную певческую установку;

• Зажатость, не эмоциональность исполнения.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. Занимаясь проблемой развития творческих способностей, я внимательно изучила методическую литературу под редакцией различных авторов и сгруппировала методы и приёмы, которые использую комплексно в разных видах музыкальной деятельности.

Педагогические условия для развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности

Методы и методические приёмы

1. Наглядные и наглядно - слуховые

(Показ: картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.)

2. Словесные

(Образный короткий рассказ о музыкальном произведении. Беседа. Пояснение)

3. Метод целостного восприятия

(Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства)

4. Развитие творческого мышления и воображения

(МВО (метод вокальных объектов).

ВМП (воспроизведение маленькими потешками).

Игры на развитие музыкального мышления: "

Работа со сказкой.)

5. Игровые

(Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальных способностей. Творческие задания)

6. Метод элементарного музыцирования. .

(Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др. Участие в шумовом оркестре)

Особое место в музыкально-творческом воспитании детей принадлежит народным песням. Они ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике ДОУ осуществляется на музыкальных и других занятиях, на досугах и праздниках, в повседневной жизни. Теоретической базой своего опыта я считаю учение Б. М. Теплова о спо- собностях. В своих работах он дал глубокий, всесторонний анализ про блемы развития музыкальных способностей. Сравнивая точки зрения пси хологов разных направлений психологии, он изложил свой взгляд на про блему. Опираясь на работы физиолога И. П. Павлова, Б. М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе врожденности музыкальных способ ностей. Он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные. Врожденные свойства нервной системы Б. М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей ребенка. Для их развития необходимо использовать:

Современные образовательные технологии, используемые

в музыкальной деятельности.

Название используемой технологии Группы, в которых используется технология Имеющийся/прогнозируемый результат

Пальчиковая гимнастика Средние, старшие подготовительные Развитие речи, творческих способностей

Ритмические игры Старшие, подготовительные Развитие чувства ритма,

Игровой массаж Средние, старшие, подготовительные Релаксация, развитие фантазии, двигательных навыков

Развивающие музыкально - дидактические игры Все возрастные группы Развитие музыкальных навыков

Экспериментирование со звуками Все возрастные группы Обогащение слушательского опыта

Песенная импровизация Средние, старшие, подготовительные группы Развитие певческих и творческих способностей

«Хор рук» Средние, старшие, подготовительные Развитие слухового внимания

Танцевальная импровизация Старшие, подготовительные Развитие танцевальных и творческих способностей

Интегративная деятельность Все возрастные группы Развитие интегративных качеств

Пластические этюды Старшие, подготовительные группы Развитие пластичности, чувства ритма

Педагогические условия, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:

Современные образовательные технологии:

1. Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. Основным условием в реализации данной программы является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой, что необходимо для детей всех возрастов, поскольку не даёт ребёнку чувствовать себя некомпетентным в той или иной деятельности.

2. Предметная развивающая среда. В нашем детском саду созданы условия для творческого развития детей. Открыт музей «Русская изба»» В нём дети знакомятся с народным прикладным искусством, с предметами быта, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования.

3. Музыкальные занятия. На занятиях, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривали пословицы, поговорки к народным праздникам придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. На занятиях наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М. Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.

4. Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

5. Кружковая работа направлена на развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

6. Праздники и развлечения. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

7. Концертная деятельность. Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

8. Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми: воспитателей, психолога, специалиста по изобразительной деятельности, инструктора по физическому воспитанию, социального педагога, медицинских работников. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности:

• семинары,

• педагогические советы,

• индивидуальные и групповые консультации,

• практикумы (совместные праздники и развлечения,

• круглые столы.

• подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты. Разработан план мероприятий с педагогами и специалистами. С педагогом по изобразительной деятельности установлен тесный контакт, взаимопомощь в проведении комплексных занятий. После музыкальных занятий дети рисуют свои впечатления, что помогает выражать свои чувства и эмоции, дети лучше запоминают произведения, игры.

9. Работа с родителями. Успешное развитие детей в МАДОУ невозможно без помощи активного участия и помощи родителей. Привлечение родителей к решению поставленных задач осуществляется следующим образом:

• проводятся индивидуальные беседы, консультации,

• просмотр и участие в праздниках

• школа для родителей «Музыкальная гостиная»

• оформление информационного уголка

• выступления в Центре культуры искусств.

Заключение:

Таким образом, в процессе обучения:

• у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

• развивается понимание народной этики и ее роли;

• сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;

• выступая с концертными номерами, пропагандируя народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, дети испытывают чувство уважения и гордости к искусству своего народа.

За время обучения дети становятся:

• активными участниками праздников, посвящённых народным традициям.

• ежегодно принимают участие в конкурсе детского творчества «Радуга», «Золотой микрофон» в Центре культуры и искусства «Нефтяник», «А на-ка, мальчики»,»МиссДюймовочка» вД/К «Торфяник», Концертные выступления в «Интернате для пристарелых и инвалидов», Учавствуют в концертах и конкурсах на сцени 12 Гимназии. В результате концертной деятельности получают «Грамоты», «Дипломы», ценные подарки. Родители получают «Благодарственные письма»

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.

Приложение

Список литературы

1. Бударина. Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С. -Петербург,1998.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988

3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И. В. Штанько. ТЦ. 2007

4. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е. С. Л. Козлова., Т. А. Куликова, Москва, Академия. ,2004

5. Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)

6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

7. Князева. О. Л., Маханёва. М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С. Петербург. 1998

8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.

9. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

10. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993

11. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002

12. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

13. МикляеваН. В. Микляева Ю. В. Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 11:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Попова (УИ 1020210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД