Ирина Масакова
Опыт работы «Познавательно-речевое развитие средствами мультипликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы : «Познавательно-речевое развитие средствами мультипликации»
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды деятельности. Мультфильмы – это не только источник развлечения, но и мощное средство воздействия на детскую аудиторию. Создание мультфильмов позволяет дошкольникам развить воображение, речь, творческие способности, а также умение работать в команде. Через создание мультфильма дети могут принять ценностные ориентиры, развивать эмпатию и понимание окружающего мира.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мультипликация, анимация. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Методические материалы
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основной целью нашей работы на данном этапе является Развитие познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей воспитанников через создание мультфильма.
Задачи
1. Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов
2. Способствовать развитию связной речи через составление рассказов, сценариев
3. Побуждать проявлять творчество при изготовлении персонажей и декораций для мультфильма
4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей при озвучивании мультфильмов
5. Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
6. Способствовать успешной социализации дошкольников (умение общаться, сотрудничать, решать конфликты, умение договариваться, уважать мнение других)
Непосредственная работа над созданием мультфильма в детском саду (с использованием техники и оборудования) начинается со старшей группы. Но элементы мультипликации и подготовка к созданию фильма начинается уже с первой младшей группы.
На первом этапе мы знакомим детей со сказками, малыми фольклорными формами с использованием «живых» движущихся картинок, сделанных на магнитной основе. Детям легче запоминать материал с опорой на наглядность, речь ребенка сопровождается действием, что способствует развитию речевой активности и познавательного интереса.
На втором этапе (это вторая младшая группа) познавательно-речевое развитие происходит на основе режиссерских театрализованных игр с использованием разных видов театра (пальчиковый, магнитный, настольный, би-ба-бо и др.). Акцент делается на озвучивание персонажей. Возможно создание мини-фильмов взрослым на основе детской игры.
В среднем возрасте – это театрализация и драматизация известных сказок. Создание фильмов взрослым на основе театральной постановки, совместный просмотр этих фильмов. Создание рисованных мультфильмов (блокнот, серия рисунков) взрослыми с озвучиванием детей.
В старшем возрасте, начиная с 5 лет, начинается полноценный творческий процесс по созданию анимационного фильма с озвучиванием и использованием компьютерной техники и мультстудии, самостоятельное изготовление декораций и героев мультфильма, придумывание сюжета фильма.
Прежде чем приступить непосредственно к работе по созданию мультиков, мы познакомились с историей и видами мультипликации. Создавали мультфильмы элементарными способами: с помощью игрушки-вертушки, знакомились с блокнотной анимацией, делали из бумаги видеокамеру и киноленту, создавали мультфильм с помощью пособия «Кинолента».
Затем мы знакомились с техниками анимации.
Ребята узнали, что бывает объемная анимация ( использование для съемки объемных персонажей и декораций: из пластилина, готовые игрушки, поделки из бросового материала).
Знакомились с техникой «перекладки» - создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вырезанных и др., плоского фона и декораций. Движение в фильме происходит за счет перемещения объектов по фону.
Рисованная анимация – является наиболее сложной и трудоемкой. На каждый кадр создается новый рисунок.
Также познакомились с техникой «Эбру» и песочной анимацией.
Наша мультстудия включает в себя мультстанок, микрофоны, видеокамеру, ноутбук, материалы для творчества, а также дидактические пособия по обучению детей составлению рассказов по мнемотаблицам и мнемодорожкам, а также обучению созданию схематических изображений текста.
Обязательным условием работы над созданием мультфильма является знакомство с правилами поведения во время съемки. Мы с детьми разработали «Мультикины правила» и разместили их в мультстудии»
Создание любого мультфильма ведется по алгоритму, с которым ребята уже хорошо знакомы.
Выбор сюжета – выбор техники – распределение обязанностей - раскадровка – изготовление декораций и персонажей – покадровая съемка – озвучка – монтаж – презентация готового фильма.
1 этап – выбор сюжета.
При выборе сюжета мы используем мотивационную карту. Ребята с помощью смайликов голосуют за предложенные и уже проанализированные сюжеты и выбирается тот, который набрал больше смайликов. Если сюжет мы придумываем сами, то мотивационная карта помогает выбрать героев мультфильма.
2 этап – выбор техники мультфильма и распределение обязанностей.
Распределение обязанностей происходит коллективно в форме обсуждения. Учитываются пожелания и предпочтения детей. Мы стараемся менять обязанности при создании каждого нового мультфильма, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в новой роли. Здесь также прослеживается и профориентационная работа, знакомство с профессиями. Также на общем обсуждении выбирается и техника анимации. Чаще всего используется комбинированная анимация, когда берется несколько разных техник. Далее идет раскадровка сценария с зарисовками и схематичными изображениями последовательности съемки мультфильма.
На этапе изготовления персонажей и декораций для фильма принимают участие все дети. Фигурки изготавливают в зависимости от выбранной техники.
Далее – самый сложный и длительный этап - покадровая съемка. Группа операторов фиксирует кадры, а другие ребята помогают в размещении и перемещении героев.
При изготовлении героев опять идет обсуждение характера героя, анализ и обсуждение поступков, отображение характера и настроения героя в движении, внесение в образ персонажа личных эмоций и чувств.
Следующий этап - озвучка мультфильма.
Работа в группе над озвучиванием мультфильма способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, компромисс и эмпатия. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, уважать разные мнения и работать вместе для достижения общей цели.
Самый значимый и интересный этап для детей - это презентация готового мультфильма. Дети сами изготавливают афишу, пригласительные билеты и в определенный день проходит показ мультфильма детям, сотрудникам, родителям.
Таким образом, использование активной мультипликации в образовательном процессе способствует познавательно-речевому развитию, развитию творческих способностей и формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей. Этот метод обучения помогает детям стать самостоятельными и творческими личностями, способными к самовыражению и пониманию окружающего мира.