Светлана Мурыгина
Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 г. Сим Ашинского района Челябинской области
Экологическое воспитание детей старшего возраста
Воспитатель
Мурыгина Светлана Петровна
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Деятельность человека в развивающемся обществе оказывает нежелательное влияние на природу. Поэтому в наши дни проблемы экологии вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Человечество находится на грани экологической катастрофы. Причиной является безграмотная деятельность человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Вот почему так важно научить ребенка правильно относиться к окружающей его природе, к себе и людям как части природы, материалам и вещам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях. Эти знания помогут ребенку осмыслить, что все мы – живые существа, которым нужны хорошие условия для того, чтобы чувствовать себя нормально и быть здоровым. Кроме того дадут элементарные сведения об использовании людьми природных богатств,об охране природы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ты родился и живёшь, любовь к Отечеству. Ещё Михаил Пришвин сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить видеть её – дело не простое. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, чтобы дети могли подражать каждому его действию. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи- услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её.» Сухомлинский всегда подчеркивал, что надо обучать детей понимать природу, заботиться о сохранении и приумножении её богатств. Важнейшим условием для воспитания бережного отношения к природе является познание и изучение родного края, развитие у детей положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающей их природе. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края и экологическому воспитанию.
В свое работе я опираюсь на программу «От рождения до школы» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Программу коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Н. В. Нищевой и программу С. Н. Николаевой «Юный эколог».
2. РАБОТА С ДЕТЬМИ. Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:
- углубить экологические знания детей;
- сформировать навыки по уходу за растениями и животными;
– вызвать у детей желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- научить различать живую и неживую природу;
– формировать экологическую культуру, мышление, правильное отношение к природе, желание ее оберегать ;
- дать понимание зависимости человека от природы;
– научить детей практическим действиям по охране природы;
– развивать умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе,а значит любовь к Родине.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой педагог личным примером показывает детям правильное отношение к природе. В нашей группе мы создали уголок природы, где дети знакомятся с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. На растениях имеются специальные таблички с условными обозначениями, с помощью которых дети узнают о том, как правильно ухаживать за ними. В нашем уголке природы имеются различные коллекции семян, шишек, ракушек, листьев, коры деревьев, камней ; игры экологического содержания, дидактические пособия, схемы, таблицы, наборы открыток, альбомы для рассматривания, природоведческая литература. Сделали дидактические пособия «Сезонные деревья» - одно на стене в уголке природы и переносные макеты для занятий, игр, развлечений и утренников. Ведется календарь, где дети ежедневно отмечают состояние погоды. Для проведения различных опытов создана «лаборатория», где имеется необходимое оборудование: стеклянные колбы и мензурки, мерные стаканчики разного объема, лампа, весы, воронки, формочки, миски, пипетки, магниты, контейнеры с песком, камнями, землей, разными крупами и т. п.
На участке мы сделали экологическую тропу. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, я использовала как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, я выбрала деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки, полянка с лекарственными растениями (мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка, зверобой) и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, жуки, муравьи, гусеницы. На одном дереве повесили скворечник, на другом большую кормушку для птиц. Разбили клумбы с цветами, огород. Дети все лето ухаживают за растениями: рыхлят, поливают, пропалывают. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещаем по нескольку раз, в разное время года, проводим наблюдения, игры, экскурсии, учимся правилам поведения в природе.
Одним из основных видов занятий по экологическому воспитанию являются экскурсии, где дети знакомятся с различными видами растений, насекомых и животных, с условиями их обитания. В течении года мы с ребятами неоднократно ходили в парк, на берег реки, в лес. Благодаря таким экскурсиям у детей возникает интерес к природе, бережное отношение к ней, развивается наблюдательность. Так же мы пополнили коллекции природных материалов для уголка природы.
Для экологического воспитания детей в ДОУ большое значение имеют прогулки. Ведь именно на прогулке дети лучше всего могут познакомиться со свойствами песка, глины, земли, воды, снега, льда (для этого у нас имеются различные емкости, формочки, совочки и т. д., с сезонными изменениями в природе, имеют возможность поиграть с природным материалом (листьями, шишками, плодами и т. д.). Кроме этого я часто использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Узнай дерево (цветок, кустарник, животное, насекомое)», «С какого дерева листок?» и т. д.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я использую опыты, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыт строится на основе имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений и труда. Дети во время проведения опытов знакомятся со свойствами и качествами объектов природы, у них формируется познавательный интерес, развивается мыслительная деятельность и наблюдательность. Опыты провожу как на прогулках, так и в группе (в уголке природы).
На своих занятиях я часто использую художественную литературу о природе. Это произведения М. Пришвина, А. Пушкина, В. Бианки, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, С. Воронина, К. Ушинского, С. Михалкова, Л. Толстого и другие, рекомендованные программой ДОУ. Эти произведения глубоко воздействуют на чувства детей. После чтения я беседую с детьми,
задаю вопросы, отвечаю на вопросы самих ребят. Это очень важно для осмысливания детьми данного произведения.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Поэтому мы ежегодно проводим такие праздники как «Праздник урожая», «День птиц», «Праздник русской березки».
Наша группа является постоянным посетителем городской детской библиотеки, где также сотрудниками проводятся экологические мероприятия : конкурсы поделок, показ экологических сказок, мультфильмов, проводятся беседы с показом презентаций о природе нашего города, края.
По экологическому воспитанию мною разработан проект «Деревья осенью». Он проводился в течение двух месяцев :сентябрь- октябрь. За это время дети имели возможность проследить за тем, что происходит с листвою на деревьях: как меняется их окраска и как деревья теряют листву, готовясь к зиме. Дети расширили свои познания о деревьях Южного Урала, о их ценности и роли в жизни человека, о необходимости беречь деревья.
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Также мною проводилась работа с родителями. Эта работа была направлена на приобщение семьи к экологическим проблемам и вовлечение родителей в совместную с детским садом эколого- оздоровительную работу с детьми. В процессе работы выяснилось, что многие родители сами пренебрежительно относятся к требованиям предъявляемым детям в ДОУ с точки зрения экологического образования- не соблюдают правила поведения в природе. А на замечания своих детей не реагируют, подвергают сомнению слова воспитателя, тем самым подрывая его авторитет. Такой подход сводит к нулю все, чему мы стараемся научить детей. Поэтому пришлось параллельно с детьми проводить работу с родителями. Были проведены мастер –класс по изготовлению игрушек из бросового материала, консультации, родители вовлекались мной в изготовление стенгазет, гербариев, изготовление кормушек, скворечника, цветочных клумб, облагораживание участка в весеннее время года. Регулярно выставлялись педагогические ширмы с народными приметами, загадками и стихами. В нашем детском саду постоянно проводятся выставки поделок и рисунков «Лето красное», «Лес – наше богатство», «Здравствуй, осень золотая», «Зимние забавы», «Елочка- зеленая иголочка» и др. Многие родители охотно принимают в них участие. Наша группа также всегда активно участвовала в городских конкурсах поделок «Урожайная корзина», «Арт- ёлка», «Божья коровка и её друзья», «Волшебная ромашка», «Сохраним пчелу- сохраним планету», «Кошкин дом», где неоднократно занимала призовые места.
4. ВЫВОД.
Сравнивая результаты диагностики в начале и в конце учебного года, я пришла к выводу, что проделанная мной работа дала положительные результаты:
- углублены экологические знания дошкольников;
- сформированы навыки по уходу за растениями и животными;
– у ребят появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- дети научились различать живую и неживую природу;
–начала формироваться экологическая культура, мышление, правильное отношение к природе, желание ее оберегать ;
- появилось понимание зависимости человека от природы;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- воспитывается любовь к природе,а значит любовь к Родине.
И я очень надеюсь, что наши дети всегда будут любить и беречь природу.