Людмила Гришина
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работу с детьми по данной теме я начала с младшего возраста. Знакомила с правилами поведения детей в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных) говоря, что растения и животные - живые существа, сорванный цветок, сломанная ветка плачут, просят о помощи. Рассматривая рисунки в «Жалобной книге природы» дети учились сочувствовать, проявлять заботу. Вместе с детьми проводила наблюдения за природой на участке с использованием стихов, потешек. Проводила беседы «Зачем растениям нужна вода, солнце, тепло». Во время практической деятельности дети помогали мне сажать лук, ухаживать за комнатными растениями. Большая роль в экологическом развитии младших дошкольников отводится игре, использовала игры «Чьи детки», «Кто где живет», «Раз, два, три к дереву беги», «Летает не летает» и др. Через игру формировала эмоционально-положительное отношение детей к природе, вела постоянное наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных и растений.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работа по экологическому воспитанию продолжалась в средней и старшей группе. В основном, использую:
- программу Николаевой С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада.
- Волочкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»
Использую метод моделирования по пособию Белоусова Р. Ю., Пономарева О. А. «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников». Непосредственно организованная деятельность распределялась по блокам: «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Времена года», «Человек охраняет природу». Хороший результат даёт работа над проектами, когда организовывается взаимодействие всех участников образовательной деятельности. Например, проект «Лекарственные травы», где давалось представление о значении растений в жизни человека, была собрана большая коллекция гербариев, семян, была организована экспериментальная деятельность, организовано много наблюдений, ходили на экскурсию в аптеку, где детям рассказали о лечебных свойствах трав и способах их сбора, совместно с родителями собирались индивидуальные гербарии растений своего сада, огорода.
Свои представления и отношение к природе дети отражают в продуктивной деятельности. Организуются выставки поделок, рисунков.
Большой интерес у детей вызывают культурные практики – детское коллекционирование (гербарии, камни, ракушки, значки с экологическим содержанием, творческие мастерские, мини-музеи. Был проведён театральный фестиваль «Светлячок в мире театра», где воспитанники совместно с родителями представляли сказку экологического содержания «Репка» на новый лад.
Глубоко воздействовать на чувства детей помогает эмоционально откликнуться на красоту природы художественная литература. Прежде всего использовала литературу, рекомендованную программой. Это произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и др.
На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, листья, плоды) в процессе которых дети знакомятся со свойствами природных материалов. Кроме того использую игровые упражнения «Найди по описанию», «Что где растет». Для установления связей и отношений между предметами стараюсь использовать как можно больше опытов (зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, прозрачность воды, растворимость глины, сохранение форм мокрым песком).
Местонахождение нашего детского сада позволяет многогранно использовать туристические прогулки для решения экологических задач. Мы совершали прогулки в парк, на берег пруда, чтобы проникнуть в тайны природы, жизни ее обитателей, полюбоваться ее красотой. Во время таких прогулок мы проводили акции «Чистые берег» - собирали мусор в пакеты чтоб стать другом природы, не разрушать ее, а беречь и охранять.