Марасанова Наталья
Эко-квест как современная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная организация образовательно-воспитательного процесса по экологии в ДОУ нуждается в развитии и уточнении. К сожалению, специализированные занятия по экологии, организованная работа воспитателей-экологов уходит в прошлое. Необходимо разрабатывать новые формы организации экологического воспитания, которые могли бы реализоваться в ДОУ как культурные практики, организовывать познавательную и практическую активность детей в сфере экологии и познания природы в самостоятельной деятельности и совместной деятельности в режимных моментах.
Публикация «Эко-квест как современная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Согласно требованиям ФГОС ДО такая форма должна носить игровой характер, ориентировать детей на применение и переструктурирование знаний, на самостоятельный и инициативный поиск. Дети должны получить опыт самоорганизации, группового общения, опыт переживания и презентации собственного успеха. На наш взгляд, форма квеста идеально подходит под эти требования и в высокой степени способствуют решению задач формирования экологической культуры.
Что такое квест?
Переводится слово с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет, в нашем случае связанный с природоохранной и экологической тематикой.
В квесты с удовольствием играют и взрослые, и дети, а образовательный квест для детей должен:
• сочетать развлекательную и образовательную функцию,
• быть тематически оформленным, игровым, иметь сюжетных персонажей,
• сочетать интеллектуальные и физические (двигательные) задания,
• соответствовать уровню знаний детей по экологии, организовываться так же на достаточном уровне сложности;
• предполагать гибкое сочетание организационных форм (две команды, работа в парах, группах, так как квест – в высокой степени интерактивная игра;
• выводить детей не столько на репродуктивную, сколько на творческую, частично - поисковую деятельность.
В литературе и интернет-источниках разработанных квестов экологического содержания немного, и зачастую они грешат чрезмерной развлекательностью, в ущерб основного экологического содержания. В рамках нашей работы мы проектируем и разрабатываем содержание эко-квестов для подготовительной группы детского сада.
Придумать квест не сложно, важно правильно его спроектировать:
1. Проектируем сюжет и форму (линейная, штурмовая, кольцевая)
2. Проектируем класс знаний, умений, которые необходимо повторить, закрепить, самостоятельно выделить согласно сюжету
3. Проектируем и оформляем задание для квеста. Они могут быть самыми разнообразными: лабиринты, шарады и ребусы, задание на проведение опыта, на нахождение соответствия, исключение лишнего и др.
Основные правила работы :
• Квест не может быть изолированным, единичным мероприятием.
Это должна быть рационально организованная и распределенная в учебном году система.
• Педагог поощряет и хвалит детей за качественную реализацию экологического содержания, а не за скорость и веселье.
• Педагог готовит модели, схемы, экологические объекты к квесту, насыщает пространство деятельности детей.
• Квест обязательно должен иметь призы, поддерживающие по тематике выбранный сценарий для детей.
Придерживаясь этих правил, мы действительно можем использовать ресурсы такой интересной формы как квест в экологическом развитии детей.
Представляем вашему вниманию фотоотчет экологической квест-игры «В поисках клада». Команда детей вместе со сказочными героями лисой Алисой и бабой Ягой разыскивали спрятанный клад, перемещаясь по станциям и выполняя разнообразные задания; развивая ловкость, быстроту реакции, выносливость. Игра проходила на эмоциональном подъеме и закончилась решением всех задач, поставленных перед игроками. Клад был найден!