Виктория Ткач
Опыт работы «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения». Вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения»
Актуальность
Проблема дорожно-транспортных происшествий в России велика, особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Публикация «Опыт работы „Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения“, Вторая младшая группа» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно здесь дети и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки поведения на дороге.
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является выбранная мною тема «Знакомство детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, как на дороге, так и в транспорте.
Задачи:
1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.
2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.
3. Сформировать умения применять полученные знания в жизни.
4. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Принципы организации образовательного процесса:
последовательность – новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми :
проектный метод обучения; моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций; технология игрового обучения; метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей:
обсуждение просмотренных видеосюжетов; ролевое проигрывание ситуаций; обращение к опыту родителей.
Анализ проведения работы по ПДД :
Была создана развивающая среда: разработан перспективный план по
ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены
картотеки игр по ПДД, наблюдений, досугов, что позволило проводить
знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, разработана новая сюжетно-ролевая игра «Школа пешехода», собрана библиотека детской художественной литературы «Школа ПДД», презентации по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.
Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала воспитанникам стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуг по ПДД «Улица полна неожиданностей», провела ряд занятий («Знакомство с дорожными знаками», «Дети, автомобиль, дорога», «Светофор» и др.) Вместе с детьми и родителями оформили книжку-раскраску «Дорожные знаки» и фотоальбом «Дорожные знаки».
Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на площадке ПДД на территории детского сада.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:
родительское собрание «Правила дорожного движения для детей и взрослых»;
консультации «Рекомендации по обучению детей ПДД», «Правила поведения в общественном транспорте»; буклеты с советами, рекомендациями «Правила дорожного движения для дошкольников»; буклеты-обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!»; буклеты-памятки, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями.
Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, соблюдающим ПДД проводя мероприятия в различных формах.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.
Итоги работы за 2017-2018гг :
- расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- дети умеют правильно переходить проезжую часть дороги, знают правила поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
- научились распознавать знаки : информационно-указательные– «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды;
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей помогает нашим детям быть уверенными на дорог и избежать травматизма.
Используемая литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, ВВ. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук» Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Москва «Сфера» 2010г.
3. О. В Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград,2008г.
4. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения», Москва,2007г
5. Извекова Н. А, Медведева А. Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М., 2005.
6. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, «Как обеспечить безопасность дошкольников», Москва «Просвещение», 1998г.
7. Р. И. Болтенко, Г. С. Зубенко, Е. Н. Левшина, «Обучение дошкольников правилам безопасного движения», Ставрополь СКИПКРО, 2005г.
8. М. Н. АвдееваО. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002г.
9. Рыбин А. Л. Правила дорожного движения. М. Просвещение, 1994.
10. Шалаева Г. П. Дорожные знаки. М. 2005.