Светлана Синкина
Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта.
Окружающий нас мир удивителен и прекрасен. Однако далеко не каждый замечает его красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не даётся от рождения в готовом виде, а развивается в процессе воспитания.
Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой.
Публикация «Опыт работы „Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Предметом деятельности детского сада является:
• обеспечение интеллектуального личностного и физического развития ребенка;
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• создание положительного психологического комфорта;
• приобщение ребенка к истокам русской народной культуры через художественное эстетическое воспитание во взаимодействии, в том числе, и с экологическим воспитанием.
Основная идея опыта работы.
Мы рассматриваем использование компонентов народной культуры в непосредственном воспитании ответственного отношения детей дошкольного возраста к окружающей среде.
Мы рассказываем детям о том, что жизнь древних славян была неразрывно связана с природой. Более того, наша культура, образ жизни, национальный характер, менталитет напрямую зависят от окружающей природной среды и климатических условий региона проживания. Суровый климат, сложности быта, короткий земледельческий сезон — все это рождало особое отношение к природе. Она обожествлялась, одушевлялась, а отсюда и уважение, почитание русским человеком всего живого, будь то зверь лесной или полевая былинка.
Выделяем следующие задачи в воспитании наших детей:
• формировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу; к культурному наследию своего народа;
• воспитывать любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
• показать взаимосвязь и взаимодействие объектов природы с опорой на компоненты народной культуры;
• способствовать развитию у ребенка чувства заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду и сам нуждается в его участии;
• активно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
С родителями проводятся беседы, в которых разъясняется необходимость использования и песенного репертуара в самой семье. Так, например, укладывая ребенка спать, можно спеть ему колыбельную песню, во время причесывания детей можно напеть какую-либо поговорку.
В повседневной жизни желательно чаще использовать пословицы и поговорки, больше рассказывать народные сказки.
Важными моментами в нашей работе выделяем:
• сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
• учёт индивидуальных особенностей ребенка;
• опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
• познание Природы с опорой на русский народный фольклор.
Русский фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Это источник чистый и вечный. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы.
Нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Воспитываем патриотов», по которому ведётся работа в нашем ДОУ на протяжении уже нескольких месяцев.
Целью данного проекта является создание условий для формирования у воспитанников общечеловеческих, гражданских ценностей и сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.
К способам развития познавательных способностей при формировании ценностей у детей относим:
• наблюдения;
• обучающие игровые ситуации;
• дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
• познавательные занятия;
• экспериментирование;
• труд в повседневной жизни;
• использование опорных карт, схем, моделей;
• изготовление коллективных панно, газет;
• конкурсы, праздники, развлечения.
Содержание развивающего материала мы направляем на образные описания природных явлений и жизни животных. Театральными сценками, словом и игровым действием воспитываем любовь к природному окружению.
Использование компонентов народной культуры является мощной побудительной силой, влияющей на развитие познавательных способностей ребенка; помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и тексты осознать увиденное и услышанное.
Во взаимодействии с детьми:
• используем CD-проигрыватель с записями специальной подборки (прослушиваем "звуки природы": голоса птиц, диких животных);
• проводили конкурс "Создаём чудеса" (для выполнения таких работ дети привлекают дома и родителей, и бабушек, и дедушек, и сестёр и братишек);
• осенью проводим конкурс на тему: "Осенние фантазии" (дети создают необычные композиции с использованием «даров осени»).
Важной составляющей воспитания ребенка является приобщение его к родному слову, формирование у него чувства языка. С детьми разучиваются разные потешки, стихотворения, разгадываются загадки, благодаря которым идёт обогащение активного словаря детей разными речитативными оборотами.
Этнографический музей "Русская изба" в нашем детском саду, открывает главное средство воспитания исторического сознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре осуществляется через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее.
Использование компонентов народной культуры при воспитании ответственного отношения детей к окружающей среде:
• способствует повышению интереса к познанию нового и окружающего мира в целом;
• выступает как условие успешности будущего обучения детей;
• повышает эффективность в усвоении образовательного материала;
• развивает ребёнка всесторонне.
Так же мы выделяем использование компьютерных технологий в педагогическом процессе. Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении в современном мире возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению и его эффективности, что в свою очередь обуславливает полноценное развитие ребенка.
Презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение в образовательных областях логично, научно, с использованием видеофрагментов и тематических слайдов. Процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями.
В работе нашего ДОУ большое место занимает приобщение к русским народным традициям через проведение различных праздничных мероприятий. Потому что обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми.
Взяв за основу праздники и обряды, можно апеллировать ко многим, если не ко всем элементам народной культуры: традиционному костюму, украшению дома, народной кухне, мировоззрению.
Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны в настоящее время. Это:
• передача знаний из поколения в поколение;
• сплочение участников события в единый коллектив;
• воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.
Наша работа направлена на то, чтобы воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую и осознающую свои корни, историю и культуру.
Хочется отметить, что познавательная активность ребенка выражается не только в развитии восприятия, но и в развитии символической (знаковой) функции мышления и осмысленности предметной деятельности, что является базисной основой для будущего успешного обучения детей в школе.
В ходе бесед, рассматривания иллюстраций и экспериментов дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Так, например, выращивая огород на окне с февраля по май, дети наблюдают, как развивается растение, как свет, тепло, вода влияют на его внешний вид. В последствии выросшие зеленые перья лука могут быть использованы в качестве витаминной добавки к пище.
В дальнейшем, в ходе экспериментов, возможно будет использовать лупы, посуды различных объемов и конфигураций, а в более старшем возрасте дети смогут сами отражать весь ход эксперимента в дневниках наблюдений и зарисовках.
Разнообразие используемых нами средств и методов позволяет формировать личность всесторонне и гармонично развитую, ведь дошкольное детство — это пора воспитания человека и его души.
Взрослым надо научиться понимать и принимать ребёнка в уникальном своеобразии его качеств, т. е. относиться к нему с безусловным уважением к его чувствам, желаниям и убеждениям.
В заключение еще раз хочется отметить, что любовь к родной природе — это чувство, неотъемлемое от чувства любви к Родине и формирование ответственного отношения к окружающей среде в духе традиций русского народа — это одно из условий полноценного патриотического воспитания дошкольника.
На протяжении всей деятельности мы планируем и дальше использовать компоненты русской народной культуры: сказки, рассказы, загадки, игры и т. п., с целью улучшения усваивания детьми дошкольного возраста нового материала и поддержания устойчивого интереса у них к природным объектам и к окружающему миру в целом.