Ольга Лагуткина
Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное. Когда слышишь такое, то хочется задать вопрос: «А кто говорит?» Не тот ли «русский» человек, который под национальным имеет в виду квас, матрешку да сарафан с шапкой ушанкой?
В России есть и дух, и вера каждого человека, патриота своей Родины в будущее нашего многонационального народа. И не случайно сейчас, так велик интерес всего мира к России – к ее истории, культуре, быту, обрядам.
Публикация «Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2016
Мы стараемся узнать и понять: как жили наши давние и недавние предки, чьим правилам мы следуем по сегодняшний день. Какой была пища, утварь, как отмечались народные православные праздники. Родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.
Изучив специальную и методическую литературу, определив ЦЕЛЬ, я решила построить свою работу по приобщению детей к русской культуре так, чтобы она стала неотъемлемой частью коррекционного – воспитательного процесса.
Россия - родина для многих. Но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русского народа, принять русский язык, изучить историю, культуру страны, как свою собственную. Учитывая физиологические и возрастные особенности детей -
отклонения в речевом и интеллектуальном развитии, словарь беден, у них узкий круг интересов и мотивов, были определены ЗАДАЧИ.
Прежде, чем приступить к работе был проведен мониторинг по выявлению теоретических и практических умений детей и анкетирование родителей касающихся:
*Уровня знаний о предметах быта, праздников, традиций, игр, видов народно – прикладного творчества.
Результаты показали низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Это определило основные НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
Всем известно, что окружающие предметы оказывают влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы характерные для быта русского народа.
В создании развивающего пространства большая помощь оказана родителями. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающей атмосферу старины. Благодаря совместным усилиям появились предметы русского быта. Так появился музей - уголок русской ИЗБЫ который назвали «В гостях у бабушки Загадушки».
Знакомясь с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем потребность в художественном слове. В русских народных сказках, песнях, пословицах сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, высмеиваются недостатки и положительные качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Все, что пришло к нам из глубины веков мы называем народным творчеством.
. Сделав соответствующие выводы, я оформила мнемотаблицы и картотеку пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, картотеку загадок, потешек.
Составила перспективное планирование с использованием малых форм фольклора к каждой лексической теме, учитывая возраст и интеллектуальное развитие детей с ЗПР. Невозможно представить народный обряд, традицию без музыки, костюма, песни, сказки.
Поэтому дети, приобщаясь к народной культуре должны уметь лепить, рисовать, петь, танцевать, участвовать в театрализованных играх - проявлять единство всех видов творчества.
Игра является ведущим видом деятельности, особенно для детей с задержкой психического развития. Использую игры во всем их многообразии.
Особенное внимание уделила народным играм. Русские народные игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка. Собрала разнообразный речевой материал включающий считалки, дразнилки, скороговорки.
При организации игр и речевых упражнений руководствовалась определенными ТРЕБОВАНИЯМИ. Изготовила атрибуты к народным играм.
Систематизировала русские народные игры по видам и качествам, развиваемым в ходе их проведения, подобрала народные календарные игры, проводимые в дни православных праздников.
Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной культуре. А это значит, что у детей развились слух, внимание, чувство ритма, память.
Таким образом, во всех видах непрерывной образовательной деятельности в основе лежит народная культура, которая формирует у детей эстетическое отношение к окружающему. Закладывает основы развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине и уважении к истории своего народа, успешного обучения ребенка в школе. Развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.
Приобщать детей с к истории культуры, красоте родного края – это РАДОСТЬ, это ТЯЖЕЛЫЙ КРОПОТЛИВЫЙ ТРУД, приносящий бесценные плоды.