Галина Гребенчук
Формирование представления об окружающей среде, влияющей на здоровье человека
▼ Скачать + Заказать документы
Бродят в траве золотые букашки
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолет стрекоза.
Вот темно- красная божья ковка,
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Публикация «Формирование представления об окружающей среде, влияющей на здоровье человека» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В этом отрывке из стихотворения С. Маршака мы видим российское лето. Ничего особенного - цветы, жуки, бабочки, стрекозы и, наверное, солнечный теплый день, и зеленые, местами тенистые участки нашего детского сада, и веселый ребячий гомон.
Ничего особенного – вот девчонки колдуют над букетами одуванчиков; а мальчишки гоняют мяч, упадут – не страшно, под ногами мягкая зеленая трава; а вот двое наблюдают за гудящим шмелем. Он, то залетит в свою норку, то опять отправляется по делам. Жарко… Сейчас принесут прохладную воду и она вернет силы и бодрость ребятам, можно опять бегать до упаду, наслаждаясь всем, что тебя окружает.
Ребятам нашей территории детского сада повезло – большая, зеленая, с хвойными и фруктовыми деревьями, так называемая благоприятная окружающая среда.
Однако возникла она из ниоткуда. Люди посадили деревья, цветы, оформили игровые площадки, все это поддерживается в порядке, убирается, охраняется или как теперь говорят, мы, сотрудники, заботимся об экологической частоте участков детского сада. Зачем? Самый легкий и простой ответ: чтобы было красиво, уютно.
Да, действительно, когда перед глазами не валяется мусор, не растет бурьян, не преет под ногами прошлогодняя листва, из не то там, то тут не торчат куски смятой пластиковой бутылки или коробки из – под сигарет. Можно почувствовать себя рачительным хозяином этого кусочка нашего города. А если сделать шаг в сторону? Что мы увидим? Загаженный в окрестностях города лес, обочины вдоль дорог, полные мусора. Это как же надо не любить свой город. А ведь надо отдать должное, в городе работают коммунальные службы, дворники, экологические летние бригады школьников. Я была свидетелем, как у нас на Горке, учительница по географии из 1-й школы со своими учениками, проводили уборку лесного участка около остановки. Все это хорошо, но этого, судя по – всему капля в море.
Наши с вами воспитанники малы, что они могут: бросить фантик от конфеты, от мороженного во дворе (если гуляют одни, не донести мешок мусора до ящика, а оставить его под куст у подъезда?
Они не бросят гибнуть в водоеме рыбу, не вывезут самосвал отходов в лес, не притащат туда старый холодильник ржаветь. Это сделают только взрослые, но ведь с них можно взять пример! Выбросил с глаз долой, а там, хоть трава не расти.
Но только ли ради красоты и уюта мы должны соблюдать экологическую чистоту? Нет, конечно. Нельзя загаживать природу, прежде всего, ради здоровья нашего и здоровья будущих поколений.
Опираясь на программу по экологическому воспитанию мы, уважаемые коллеги, должны постараться донести до детей, что человек рассматривается как неотъемлемая часть природы, что природные компоненты связаны между собой и все живые организмы зависят от среды обитания.
Каждый из вас наверняка заметил, что детям очень нравятся рассказы, сказки, картины о животных, птицах, насекомых. Это завораживает, ведь речь идет о живых существах не похожих на нас, но живущих рядом и свой интересной жизнью.
Объясняйте детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов – каждый из них выполняет свою важную роль, поддерживая природное равновесие. Подведите детей к пониманию того, что вмешавшись в дикую природу, человек может нарушить баланс в экосистеме, потеряв при этом комфортную для него окружающую среду.
Эта тема понятнее и ближе детям старшего возраста, но и у малышей нужно постараться сформировать потребность заботы и бережного отношения ко всему живому. По опыту знаю, как любопытны и суетливы малыши: раз, и топнул ножкой по божьей коровке или муравью, что они зря ползут. А вот распустились яркие желтые одуванчики и они уже сорваны и брошены, но зато побывали в ладошках у Маши или Сережи. Начинаю объяснять: «Ребята, ведь у каждого жучка есть детки в травке или норке, а вы погубили маму или папу. За что? Они прилетели к нам в садик и живут у нас, потому что у нас много травки, много солнышка, им у нас хорошо. Не надо рвать цветы, можно один или два, но не все. Смотрите, какие они стали вялые, заболели и погибли. А живые они нужны бабочкам и пчелкам, потому что те кушают их сладкий цветочный сок, другой еды у них нет. Не будет у нас цветов – не будет и бабочек, станет не красиво. Дети слушают, запоминают, стараются выполнять просьбы. Не погубят – сохранят, сохранят – приумножат, приумножат – сделают краше свой маленький участок детского сада «Радуга»
Дети подрастают, становятся смышленее, понятливее,
Наблюдательней и могут осознавать, что природа - это не только красота, но и необходимая для человека окружающая среда.
Осенью, возвращаясь после летних каникул, ребята приходят с запасом новых впечатлений: кто-то побывал на море, кто-то жил с родителями на даче, кто-то отдыхал у бабушки в деревне, а кто-то просто гулял по тенистым улицам нашего города, купался и загорал на озере или Москве-реке. Дети с удовольствием рассказывают о своих каникулах. Их наблюдения отражаются в ответах на занятиях, таких как «В гостях у бабушки Загадушки», «Откуда хлеб пришел», «В гостях у доктора Айболита»; в подвижных играх «У медведя во бору», «Огуречик, огуречик», «Живое – не живое», «Гуси-лебеди». Это в целом позволяет донести до детей, что природа все дает нам для жизни: тепло, свет, воду; она нас кормит: деревья, кусты, земля дарят нам плоды; реки и моря дают рыбу, лес – ягоды, грибы, а вспаханные поля - хлеб.
В средней группе мы даем четкое понятие о домашних и диких животных, о том, что они часть природы, позволяющей человеку выжить : ведь мы едим мясо животных, пьем молоко, используем шерсть и шкуры животных. Можно уже подвести детей к пониманию того, что, однако природа не так добра к человеку. Есть растения и организмы, которые могут принести вред, вызвать болезни (ядовитые грибы, ягоды, комары, мухи, мыши, тараканы).
Но даже дети 4-5 лет, хорошо понимают, как можно избежать беды. Поздняя весна, лето, начало осени - благодатная пора, когда на прогулке мы рассказываем, объясняем детям, что тот, кто даже нам страшен, неприятен, очень нужен в природе другим. Прочитайте детям рассказ Л. Толстого «На что нужны мыши?». На примере этого рассказа можно составить с детьми, даже среднего возраста,
множество экологических цепочек, постепенно формируя у детей экологическую грамотность.
Говоря об окружающей нас среде, просто необходимо выделить особенности климатического воздействия ее на здоровье человека. В полосе нашего проживания природа нам дарит и морозную, и жаркую, и ветряную, и дождливую с грозами погоду. Детям нужно помочь, без вреда здоровью, приспособиться к тем или иным погодным условиям: учить правильно одеваться в прохладную и жаркую погоду, соблюдать питьевой режим, беречь в дождливую погоду ноги от промокания. В зимний период, когда на улице особенно холодно, морозно, объясните детям: чтобы не болеть, на улице нужно правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, там он согревается и в легкие попадает уже более теплым.
В старших группах наша задача не только углублять и систематизировать представления детей об условиях жизни растений и животных, необходимо рассказывать о таких профессиях, как эколог, лесничий, зоолог и других специалистах, занимающихся охраной окружающей среды.
Когда мы с ребятами готовили проект о растении мать-и-мачеха, то они познакомились с такой профессией, как фитотерапевт. Узнали, что только благодаря бережному отношению к растениям нашего края, мы, и даже животные, можем укрепить свое здоровье, вылечить некоторые болезни с помощью лекарственных трав, а это полезнее, чем таблетки и уколы.
Праздники, проводимые в нашем саду весной и летом, как правило, связаны с вопросами охраны природы нашего края.
Старичек-лесовичек, Гриб - великан, Чучело, Водяной - все обращаются к детям с просьбой: беречь птиц, насекомых, растения, не бросать в лесу мусор, не загрязнять водоемы. Вода из рек потом попадает к нам в кран и мы ее пьем. От того, насколько чистые реки и озера, зависит наше здоровье, безопасность при купании. Иногда дети тайком пытаются пить воду из-под крана, тогда я предлагаю заглянуть через слив в трубу и обратить внимание на серый налет - это оседают вредные вещества, которые попали в воду и погибают они только от кипячения.
С детьми старшей группы очень доступно провести опыт о том, огонь может загрязнять воздух, оставляя копоть. Если таким воздухом дышать долго, то легкие наши заболеют, они покроются черной коркой. Однако люди бросают много мусора в лесу, у обочин дорог, не тушат хорошо, уходя из леса, костры и начинаются пожары. Дым тянется в города и это очень вредно для здоровья всего живого.
В начале своего доклада я подчеркнула, что во многом, к сожалению виноваты сами взрослые. Что ими движет? Экологическая безграмотность, равнодушие и безнаказанность, непонимание того, что нельзя быть здоровым на загаженной планете? Значит необходимо, формируя у детей понятие об окружающей среде, влияющей на здоровье человека, проводить работу и со взрослыми. Я выбрала такую форму работы, как информационный стенд «Дерево здоровья». Каждый волен выбрать, что-то свое. Но вести работу просто необходимо!
Хотелось бы предложить темы для анкетирования родителей: (Н. А. Рыжова «Наш дом - природа, воздух-невидимка»)
• «Как выбрать для прогулки с детьми безопасный участок»
• «Воздух в вашей квартире»
• «Курение и воздух»
• «Ваше поведение во время аварий»
Возможно, отвечая на эти анкеты, хотя бы часть родителей задумается, в какой среде растет их ребенок, что сделали они для того, чтобы можно было сказать: «Природа-наш дом, а в доме должно быть чисто!»