МААМ-картинки

Опыт работы по теме: Сказкатерапия (3 фото)

Маслова Любовь Васильевна
Опыт работы по теме: Сказкатерапия

Опыт работы

Тема: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра

Актуальность исследования. В современном мире проблема речевого развития ребенка достаточно актуальна, так как одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственно-волевых качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Публикация «Опыт работы по теме: Сказкатерапия» размещена в разделах

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Хорошее знание языка необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. А. И. Сорокина считает родной язык средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, он служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка».

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

«Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васьковой, А. А. Политыкина, которая помогает верить в сказку, войти в нее, настроить ребят на игру.

Что такое сказкотерапия? Лечение сказками, совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе. Знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, и системе взаимоотношений в нем, это процесс образования между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решение проблем, которые встают перед ним.

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии и театральной деятельности, важны для творческой активности, продуктивного обучения, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышение самооценки детей, снижение уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Актуальность исследования, анализ психолого-педагогической литературы представили возможность определить тему исследования:

«Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра

Цель: Развивитие речи ребенка дошкольного возраста в процесе театральной деятельности и реализации инновационной педагогической технологии «Сказкотерапия».

Задачи:

1. Формирование связной речи;

2. Развитие воображения, фантазии, навыков импровизации, т. е. творческих способностей

3. Развитие эмоционального мира ребёнка

4. Формирование актёрского мастерства (выразительности речи, мимики, пластики)

5. Воспитывать потребность детей в свободном общении, в доброжелательных отношениях в коллективе.

Используя методику О. С. Ушаковой, Е. М. Струненой, провела диагностику форсированности речевого развития в группе, по результатам которой на начало года выявилось следующее:

Доля детей с низким уровнем речевого развития составляет 45% - с средним - 30%, с высоким - 25%

Я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровье сберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Данная технология позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Планируя свою работу, я поставила перед собой следующую цель: апробировать технологию «Сказкотерапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста. При систематической работе с детьми вывести их уровень речи на средний и высокий. Пробудить у детей интерес к театральной деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности- игру. Игровые методы и приёмы сказкотерапии помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется их связная речь. Используя игровые нетрадиционные формы обучения, я стараюсь вызывать интерес детей к театральной деятельности, полюбить сказки,овладеть связной речью.

Для работы с детьми мной разработан комплекс упражнений, сказочных занятий и игр с использованием элементов и приемов взятых из педагогической технологии «Сказкотерапия».

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»

А. С. Макаренко

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

- активизации словаря;

- формированию грамматического строя речи;

- развитию диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

- выбор темы;

- передача знакомого содержания;

- сочинение;

- исполнение от лица персонажей.

Для речевого развития необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей.

Наш театр – это картинки, рисунки, фигурки, персонажи, декорации. Ребенок может смотреть, слушать и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и самое важное связную речь.

Для детей в группе, создана предметно - развивающая среда, где ребята с удовольствием играют в настольные игры, театральное лото, разыгрывают сказки по картинкам, на магнитной доске. Детям очень нравится играть куклами «Топотушками». В уголке по развитию речи есть театральная ширма, оформленный уголок ряженья, раскраски и картинки по знакомым сказкам. Уголок ряженья - это любимое место всех детей группы. Ребята самостоятельно переодеваются в различные костюмы,

могут в данном образе вести небольшие диалоги, используя выражения из знакомых сказок и игр. Играть, слушать и участвовать в представлении, - одна из самых любимых занятий детей, которое позволяет выражать свои эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, самое важное, связную речь.

Возможности театрального уголка позволяют детям объединяться в группы и самостоятельно разыгрывать полюбившиеся им сказки, играть в настольный театр и куклами би-ба-бо.

Во время образовательной деятельности часто с детьми разыгрываем знакомые сказки с простым сюжетом. Это следующие русские народные сказки : «Козлята и волк», «Колобок», «Бычок - Смоляной бочок», «Крошечка - Хаврошечка», «Заюшкина избушка», «Репка» «Теремок».

Язык этих сказок выразительный, богат точными определениями и сравнениями, повторяющими фрагментами, что способствует хорошему его усвоению.

Такой вид работы формирует интерес к театрализованной деятельности, умение разыгрывать знакомые сказки.

Многие авторские сказки, такие как «Под грибком», «Кто сказал «Мяу», «Дорога на мельницу», «Руковичка» очень подходят для постановки спектаклей с детьми. Просмотр кукольных спектаклей способствует формированию у детей навыков грамматического строя речи, правильного оформление высказываний. Обогатив лексику новыми словами и словосочетаниями, дети активно участвуют в инсценировке сказок, а также в подготовке атрибутов к ним.

Большое значение уделяю индивидуальной работе с детьми, когда ребенок сам инсценирует сказку, озвучивая всех героев.

Сказкотерапия помогает в работе с детьми с ОВЗ. Работая с ребенком индивидуально, веду диалог от лица куклы, используя мимические этюды, пальчиковые игры.

Знакомя детей со сказкой я использую методы целенаправленного наблюдение текста, описание по прочтению текста, “интерьер” сказки, создание иллюстраций к отдельным эпизодам. При организации продуктивной деятельности используем работу с пластилином, картоном. Лепка сказочных персонажей, изготовление карнавальных масок, волшебных атрибутов, отбор иллюстраций к ранее прочитанным сказкам. Разыгрывание сценок из сказок, драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений, сочинение рассказов от лица одного из героев произведения. Рассказывание о любимой сказке, тематические беседы о прочитанном, беседа о литературных героях – это всё приемы работы со сказкой, используемых мною в процессе работы. Задача которых, развивать художественные ассоциации.

В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику, к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации.

Такая образовательная деятельность способствуют развитию воображения, творчества, навыков импровизации. У детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь, появляется желание принимать участие в создание декорации, сказочных атрибутов.

Также в образовательной деятельности использую эксперимент с художественным образом игры «Герои среди нас», которая активизирует детей, концентрирует внимание, увеличивает интерес к познанию, приносит массу положительных эмоций.

Во время режимных моментов я применяю следующие приемы:

Психодинамические медитации и танцы - это вид, связанный с движениями перевоплощения, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

( Например: находясь в лесу, дети изображают различных животных и птиц. Застенчивые дети в таких ситуациях чувствуют себя более свободными и уверенными.

Пальчиковые игры

Больше внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.

Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные, верховые, магнитные куклы).

Дети в повседневной жизни и во время образовательной продуктивной деятельности изображают различные явления природы, растения, животных. Сказки звучат, чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки. Мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”.

Экскурсии:

Была проведена экскурсия в комнату сказок детской библиотеки, экскурсия по территории ДОУ, гастроли кружка «Добрые сказки» со сказкой «Два жадных медвежонка» в младшие группы детского сада «Лапочки» и «Карапузики».

Обыгрывание различных стихов

Например, рассказывая стихотворение «Мишка косолапый», «Елка», «Кораблик», сказку Сутеева «Под грибком», «Теремок», мы выполняем движение мишки и передаем его эмоции. Ребенку так интересней и легче запомнить текст. Также использую в своей работе мнемотаблицы, картинки - подсказки.

В студии «Добрые сказки» дети приобретают знания о театральном искусстве, о культуре поведения в театре, играют в сказки, театральные игры, формируют умение и навыки вести себя на сцене.

Мной была разработана программа для работы студии, которую я внедрила с детьми младшего возраста. Составлены конспекты и развлечения, подобрана картотека пальчиковых, дидактических игр, потешки для различных видов деятельности.

По результатам диагностики при завершении исследования наблюдается положительная динамика, виден фактический результат.

Значительно снизилась доля детей с низким уровнем речевого развития. Она составляет 20%, а доля со средним уровнем выросла до 50%, с высоким до 30%.

Дети с нарушением речевого развития стали говорить предложениями, активно участвовать в образовательной деятельности. Застенчивые ребята обрели друзей, стали более уверенными в себе.

Я стремлюсь активно вовлекать ребят и родителей в процесс изготовления атрибутов, декораций, сказочных героев. Так были изготовлены сказочные деревья, ветви которых были кисти руки детей, цветочная полянка из бумаги, рукавичка для показа сказки- драматизации «Рукавичка», игрушки-топотушки. (Из картона вырезаются различные персонажи, внизу проделывается два отверстие для пальчиков, ребенок вставляет пальчики в эти отверстия и манипулирует игрушкой).

Родителями изготовлены следующие герои: «Кот Мурлыка», «Снеговик», персонажи по сказке «Три медведя», «Козлята и волк», «Теремок», «Ёжик без колючек» (для сенсорного развития, театральная ширма, волшебные коврики; организованны творческие выставки: «Сказка из овощей», «Сказочные герои своими руками», оформлена веранда по сказке «Гуси- лебеди», цветочная клумба по сказке «Три поросенка».

В группе создан «Клуб выходного дня», где совместно с родителями и детьми мы трудимся, отдыхаем, погружаемся в мир театра и сказки.

«Клуб выходного дня» дал возможность родителям ближе узнать друг друга, способствовал сплочению, у них появилось желание встречаться чаще и самим принимать участие в организации встречи. Организовываем совместные с родителями театральные показы. Проводим познавательно - игровые театральные встречи, фотовыставки, создаем альбом «Мы и театр», «Моя семья».

Это побуждает родителей поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, присутствовать на детских спектаклях, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования, исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Для родителей предоставляется наглядная информация в виде фотовыставок, презентаций, брошюр, совместное изготовление атрибутов.

Проводятся деловые встречи, совместные детско-родительские выступления, просмотр спектаклей, проведение веселых праздников и спортивных встреч, творческо-театральных досугов. (Приложение 13).

В перспективе запланировано совместное представление с родителями «Экологическая сказка», посещение кукольного театра в г. Тюмени.

Просмотр театрализованных представлений в местной библиотеке и школе искусств. Встречи «Клуба выходного дня» развлечения «Зимние забавы», «Весна красна», «Золотая осень» и др.

Родители принимают активное участие в жизни детского сада и группы.

Проблема речевого развития существует на протяжении всего дошкольного возраста, в дальнейшем моя задача продолжать работу с детьми по совершенствованию речи путем театральной деятельности, используя новую инновационную технологию «Сказкотерапию». Развивать диалогическую и монологическую речь, совершенствовать умение в театральных играх и играх драматизациях развивать чувство уверенности на коллективных показах, обогащать словарь детей, воспитывать любовь к театральным играм, дружеские отношения и веру, что добро побеждает зло.

Театральная деятельность очень важна для развития речи ребенка, инновационная педагогическая технология «Сказкотерапия» - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий. В результате ребенок познает мир умом и сердцем. Выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Обретает легкость в общении со сверстниками. В процессе выступления приносит радость своим близким и окружающим.

Опыт работы по теме: Сказкатерапия
Фото №1 Опыт работы практика Опыт работы Тема Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра Фото №2 Актуальность исследования
Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме: Сказкатерапия
Опубликовано: 9 апреля 2021 в 09:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме: Сказкатерапия» (включая файлы) размещена пользователем Маслова Любовь Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД