МААМ-картинки

Сказка как средство воспитания в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста

Горюшко Елена
Сказка как средство воспитания в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Опыт работы по теме: «Сказка – средство воспитания в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраст

Воспитателя МБДОУ № 47 Предгорного муниципального района Ставропольского края Горюшко Елены Владимировны

Содержание

1. Пояснительная записка___стр 2-3

2. Актуальность темы опыта обобщения___стр3-5

3. Цель и задачи опыта работы, его этапы___стр5-6

Публикация «Сказка как средство воспитания в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Результат опыта___ стр 6

5. Диагностический материал___стр6-7

6. Технология реализации опыта работы___стр 7

7. Вывод___стр 7

8. Перспективное планирование___стр 8-9

9. Проект «В гостях у сказки»___стр 10- 14

10. Конспекты занятий с детьми___стр15- 27

11. Материал по работе с родителями___ стр 27-37

12. Материал по взаимодействию со специалистами ДОУ__ стр 38- 49

13. Фотоматериал___стр 50- 55

14. Список используемой литературы___стр 56

Пояснительная записка

«Чтение сказок – тропинка, по которой,

умный, думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребенка»

В. А. Сухомлинский

Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Детство можно назвать возрастом «поэтическим». Однако, ребенку, словно поэту, с его тонкой организацией, незнакомы трудности и проблемы жизни. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это, всё-таки, сказки. Ведущую роль в социально – коммуникативном развитии ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине. Однажды, в ходе режимного момента я читала детям сказку «Заюшкина избушка». После беседы по сказке мы выяснили, кто же из героев оказался смелым и сумел противостоять лисе и защитить зайчика. Один из моих воспитанников сказал, что хочет быть похожим на петуха и защищать слабых.

Сказка развивает у детей творческое мышление, воспитывает любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствования для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.

Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей, волшебниц и т. д.

Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируется дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Несомненно, что духовное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.

Поэтому, я твёрдо убеждена, что работу по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

Актуальность

К всеобщему сожалению, в современной обстановке нынешнего российского общества имеется такое явление как падение нравов и преобразований не в лучшую сторону ценностных ориентиров у людей. Экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, не всегда, однако, оказывают утвердительное и благотворное влияние на развитие и становление молодого поколения, находящегося в поисках своего «я» и смысла своей жизни. Это явление отпечаталось на второсортности современных детских литературных произведений, подавляющей популяризации далеко не нравственных мультфильмов иностранного производства, что вносит определённое искажение и искривление в формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, таких как доброта, сердобольность, сострадание, сопереживание, праведность, честность. Именно народные сказки сберегли ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие утратили, надеюсь, что не безвозвратно. В наше сложное социально неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали. В своей профессиональной деятельности я всё чаще наблюдаю прецеденты детской жестокости, агрессивности в адрес друг другу, в касательстве к близким людям. Работая много лет в детском саду, я часто замечала, что не все дети умеют общаться друг с другом, по ряду причин, например, домашние, долгое время не посещавшие детский сад дети; старшие по отношению к младшим; склонность к враждебности и недоброжелательности. Нежелание делиться игрушками также вызывает у детей далеко не позитивные эмоции. Неохотно дети дошкольного возраста идут на выручке товарищу, который оказался в сложной ситуации. У детей слабо развиты навыки благосклонности и жалости, а также сопереживания. А ведь именно с раннего дошкольного возраста мы проводим свою работу, направленную на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.

Подводя итог, можно сказать, что происходит процесс озлобления и агрессивности молодого поколения.

Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?

Актуальность данной темы вижу в следующем: в современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно - культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. Именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее возрастном плане) получить нравственный навык и сформироваться как индивид.

Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как убеждена, что сказка созвучна с мышлением маленького человека и является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Исходя из проблемы, я поставила перед собой цель:

Цель - изучение народной сказки, как средство социально - коммуникативного воспитания дошкольника. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:

Задачи.

1. Создать необходимые условия для знакомства детей моей группы с русскими народными сказками.

2. Учить сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению героев.

3. Осуществлять преемственность в работе с родителями по данной теме

Для того, чтобы решить поставленные задачи свою работу разбила на этапы:

1этап: Подбор и изучение методической литературы; подбор диагностических материалов; подбор дидактических игр и сказок; составила перспективный план; преобразовательный этап: разработать систему методов и приёмов работы со сказкой для формирования нравственных качеств у детей 4-5 лет. Подготовить план работы с родителями по данной теме.

2 этап — эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3 этап — это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности, цель которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности.

4 этап — подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

Рефлексивно-обобщающий этап: мониторинг социально – коммуникативного развития у детей через сказку.

Результат опыта

Получение дополнительных знаний о сказках, развитие интереса к чтению сказок.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Преодоление негативных состояний у детей.

Усвоение ребенком нравственных ценностей, этической морали, на-правленность и открытость его к добру.

Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Диагностический материал обследования детей.

Мониторинг детского развития проводился два раза в год: вводный - в сентябре-октябре, итоговый - в апреле – мае в соответствии целевых ориентиров ДО.

Образовательная область «Речевое развитие»

п/п

ФИО

ребенка Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтения в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке Итоговый показатель

по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь май сентябрь май сентябрь май

1 БАМ 4 5 3 5 4,5 4

2 ВКА 2 4 2 4 3 3

3 КГА 3 5 2 5 4 4,5

4 ММВ 3 4 2 4 3,5 3

5 МДС 2 4 2 4 3 3,5

6 МТМ 2 4 2 3 3 3

7

ПСИ 2 4 2 4 3 3,5

8 ПМВ 3 4 2 4 3,5 3

9 РБИ 3 4 3 4 3,5 3,5

10 ССЕ 3 4 3 4 3,5 3,5

11 САН

3 4 3 4 3,5 3,5

12 ТЛД

2 4 3 4 3 3,5

13 ЦСН 3 5 3 4 4 3,5

14 ЯАА

4 5 4 5 4,5 4,5

Итоговый показатель по группе (среднее значение) 2,8

56% 4,3

86% 2,6

52% 4,1

82% 2,7

54% 4,2

84%

Обследовано 14 детей.

11 детей имеют средний уровень развития.

3 детей имеют уровень развития выше среднего.

Технология реализации опыта работы:

-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

-разработка методов, средств и форм взаимного общения педагога и воспитанников в ходе становления ценностных ориентиров в поведении детей;

-разработка занятий с использованием сказок, используя принципы: познавательно- мотивационные, эмоционально-оценочные и деятельные.

-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

-проведение анализа и выявление результатов;

-тестирование воспитанников;

-анкетирование, беседы и консультации с родителями.

Вывод:

Мой творческий подход и педагогическое мастерство позволили реализовать поставленные цели и задачи в работе по социально – коммуникативному развитию моих воспитанников, используя средства народной педагогики : фольклор, сказки, пословицы и поговорки. В приоритете я выделила именно русские народные сказки, так как они являются мощнейшим средством в становлении личности.

В результате мои воспитанники знают много сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями. И, что очень важно, мои воспитанники стали добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.

Фотоматериал

Осенние фантазии в совместных работах детей и родителей «В гостях у сказки».

«Гуси- лебеди»

«Лесная сказка»

«Карета для Золушки»

Экскурсия в библиотеку «В гости к сказке»

Посещение кукольного театра.

Самостоятельная театральная деятельность.

«Дед Мороз в гостях у ребят»

«Книжный уголок»

«Театральный уголок»

«Рассказывание сказки по иллюстрациям»

«Сказки нашего детства» (выставка).

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Список используемой литературы:

1. Юдаева М. В. «Хрестоматия для старшей группы» 2013г.

2. И. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» 2010г.

3. В. М. Пашнина «Сказки читаем, сказки играем, о сказках все знаем» 2014г.

4. Э. П. Короткова «Обучение детей рассказыванию» 2008г.

5. В. Я. Воронова «Творческие игры старших дошкольников» 2005г.

6. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников» 2010г.

7. Интернет – ресурсы.

8. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7лет. 2014.

9. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3»Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3» Помимо акций направленных на окружающий социальный мир мы проводим экологические акции. 15 СЛАЙД. Акция «Посади дерево» (в рамках этой.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4 21 СЛАЙД. Акция «Экономь электроэнергию» (В рамках этой акции была проведена беседа с детьми, мы выпустили листовки, вручили их сотрудникам,.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство воспитания в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2022 в 19:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство воспитания в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Горюшко Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД