Горюшко Елена
Сказка как средство воспитания в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Опыт работы по теме: «Сказка – средство воспитания в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраст
Воспитателя МБДОУ № 47 Предгорного муниципального района Ставропольского края Горюшко Елены Владимировны
Содержание
1. Пояснительная записка___стр 2-3
2. Актуальность темы опыта обобщения___стр3-5
3. Цель и задачи опыта работы, его этапы___стр5-6
Публикация «Сказка как средство воспитания в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
4. Результат опыта___ стр 6
5. Диагностический материал___стр6-7
6. Технология реализации опыта работы___стр 7
7. Вывод___стр 7
8. Перспективное планирование___стр 8-9
9. Проект «В гостях у сказки»___стр 10- 14
10. Конспекты занятий с детьми___стр15- 27
11. Материал по работе с родителями___ стр 27-37
12. Материал по взаимодействию со специалистами ДОУ__ стр 38- 49
13. Фотоматериал___стр 50- 55
14. Список используемой литературы___стр 56
Пояснительная записка
«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка»
В. А. Сухомлинский
Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Детство можно назвать возрастом «поэтическим». Однако, ребенку, словно поэту, с его тонкой организацией, незнакомы трудности и проблемы жизни. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это, всё-таки, сказки. Ведущую роль в социально – коммуникативном развитии ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине. Однажды, в ходе режимного момента я читала детям сказку «Заюшкина избушка». После беседы по сказке мы выяснили, кто же из героев оказался смелым и сумел противостоять лисе и защитить зайчика. Один из моих воспитанников сказал, что хочет быть похожим на петуха и защищать слабых.
Сказка развивает у детей творческое мышление, воспитывает любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствования для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.
Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей, волшебниц и т. д.
Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно.
Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируется дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Несомненно, что духовное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.
Поэтому, я твёрдо убеждена, что работу по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Актуальность
К всеобщему сожалению, в современной обстановке нынешнего российского общества имеется такое явление как падение нравов и преобразований не в лучшую сторону ценностных ориентиров у людей. Экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, не всегда, однако, оказывают утвердительное и благотворное влияние на развитие и становление молодого поколения, находящегося в поисках своего «я» и смысла своей жизни. Это явление отпечаталось на второсортности современных детских литературных произведений, подавляющей популяризации далеко не нравственных мультфильмов иностранного производства, что вносит определённое искажение и искривление в формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, таких как доброта, сердобольность, сострадание, сопереживание, праведность, честность. Именно народные сказки сберегли ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие утратили, надеюсь, что не безвозвратно. В наше сложное социально неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали. В своей профессиональной деятельности я всё чаще наблюдаю прецеденты детской жестокости, агрессивности в адрес друг другу, в касательстве к близким людям. Работая много лет в детском саду, я часто замечала, что не все дети умеют общаться друг с другом, по ряду причин, например, домашние, долгое время не посещавшие детский сад дети; старшие по отношению к младшим; склонность к враждебности и недоброжелательности. Нежелание делиться игрушками также вызывает у детей далеко не позитивные эмоции. Неохотно дети дошкольного возраста идут на выручке товарищу, который оказался в сложной ситуации. У детей слабо развиты навыки благосклонности и жалости, а также сопереживания. А ведь именно с раннего дошкольного возраста мы проводим свою работу, направленную на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.
Подводя итог, можно сказать, что происходит процесс озлобления и агрессивности молодого поколения.
Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?
Актуальность данной темы вижу в следующем: в современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно - культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. Именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее (в возрастном плане) получить нравственный навык и сформироваться как индивид.
Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как убеждена, что сказка созвучна с мышлением маленького человека и является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Исходя из проблемы, я поставила перед собой цель:
Цель - изучение народной сказки, как средство социально - коммуникативного воспитания дошкольника. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:
Задачи.
1. Создать необходимые условия для знакомства детей моей группы с русскими народными сказками.
2. Учить сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению героев.
3. Осуществлять преемственность в работе с родителями по данной теме
Для того, чтобы решить поставленные задачи свою работу разбила на этапы:
1этап: Подбор и изучение методической литературы; подбор диагностических материалов; подбор дидактических игр и сказок; составила перспективный план; преобразовательный этап: разработать систему методов и приёмов работы со сказкой для формирования нравственных качеств у детей 4-5 лет. Подготовить план работы с родителями по данной теме.
2 этап — эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 этап — это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности, цель которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности.
4 этап — подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.
Рефлексивно-обобщающий этап: мониторинг социально – коммуникативного развития у детей через сказку.
Результат опыта
Получение дополнительных знаний о сказках, развитие интереса к чтению сказок.
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Преодоление негативных состояний у детей.
Усвоение ребенком нравственных ценностей, этической морали, на-правленность и открытость его к добру.
Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Диагностический материал обследования детей.
Мониторинг детского развития проводился два раза в год: вводный - в сентябре-октябре, итоговый - в апреле – мае в соответствии целевых ориентиров ДО.
Образовательная область «Речевое развитие»
№
п/п
ФИО
ребенка Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтения в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке Итоговый показатель
по каждому ребенку
(среднее значение)
сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1 БАМ 4 5 3 5 4,5 4
2 ВКА 2 4 2 4 3 3
3 КГА 3 5 2 5 4 4,5
4 ММВ 3 4 2 4 3,5 3
5 МДС 2 4 2 4 3 3,5
6 МТМ 2 4 2 3 3 3
7
ПСИ 2 4 2 4 3 3,5
8 ПМВ 3 4 2 4 3,5 3
9 РБИ 3 4 3 4 3,5 3,5
10 ССЕ 3 4 3 4 3,5 3,5
11 САН
3 4 3 4 3,5 3,5
12 ТЛД
2 4 3 4 3 3,5
13 ЦСН 3 5 3 4 4 3,5
14 ЯАА
4 5 4 5 4,5 4,5
Итоговый показатель по группе (среднее значение) 2,8
56% 4,3
86% 2,6
52% 4,1
82% 2,7
54% 4,2
84%
Обследовано 14 детей.
11 детей имеют средний уровень развития.
3 детей имеют уровень развития выше среднего.
Технология реализации опыта работы:
-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
-разработка методов, средств и форм взаимного общения педагога и воспитанников в ходе становления ценностных ориентиров в поведении детей;
-разработка занятий с использованием сказок, используя принципы: познавательно- мотивационные, эмоционально-оценочные и деятельные.
-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
-проведение анализа и выявление результатов;
-тестирование воспитанников;
-анкетирование, беседы и консультации с родителями.
Вывод:
Мой творческий подход и педагогическое мастерство позволили реализовать поставленные цели и задачи в работе по социально – коммуникативному развитию моих воспитанников, используя средства народной педагогики : фольклор, сказки, пословицы и поговорки. В приоритете я выделила именно русские народные сказки, так как они являются мощнейшим средством в становлении личности.
В результате мои воспитанники знают много сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями. И, что очень важно, мои воспитанники стали добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.
Фотоматериал
Осенние фантазии в совместных работах детей и родителей «В гостях у сказки».
«Гуси- лебеди»
«Лесная сказка»
«Карета для Золушки»
Экскурсия в библиотеку «В гости к сказке»
Посещение кукольного театра.
Самостоятельная театральная деятельность.
«Дед Мороз в гостях у ребят»
«Книжный уголок»
«Театральный уголок»
«Рассказывание сказки по иллюстрациям»
«Сказки нашего детства» (выставка).
Дидактическая игра «Угадай сказку»
Список используемой литературы:
1. Юдаева М. В. «Хрестоматия для старшей группы» 2013г.
2. И. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» 2010г.
3. В. М. Пашнина «Сказки читаем, сказки играем, о сказках все знаем» 2014г.
4. Э. П. Короткова «Обучение детей рассказыванию» 2008г.
5. В. Я. Воронова «Творческие игры старших дошкольников» 2005г.
6. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание
дошкольников» 2010г.
7. Интернет – ресурсы.
8. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7лет. 2014.
9. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации